1.2.5 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
Планирование себестоимости является основой для управления затратами фирмы. Затраты текущего характера, связанные с производством и реализацией продукции, выраженные в денежной форме, принято называть себестоимостью продукции.
Себестоимость – важнейший обобщающий показатель, характеризующий эффективность работы фирмы, обуславливающий конкурентоспособность, величину прибыли и уровень рентабельности.
Виды затрат, включаемых в себестоимость продукции, регулируются Положением о составе затрат, утвержденным Правительством РФ.
Определение базовой себестоимости выпускаемой предприятием продукции производится посредством расчета величины всех затрат, необходимых для производства конкретного объема продукции, принятого при расчете бизнес-плана предприятия.
Затраты, возникающие в процессе изготовления продукции играют различную роль и по-разному переносят свою стоимость на себестоимость изготавливаемой продукции. В этой связи принята группировка всех затрат в соответствии с их экономическим содержанием, одинаковой ролью в производстве и способам перенесения своей стоимости на себестоимость. На основе такой группировки составляют смету затрат по однородным экономическим элементам:
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) – занимают основную долю в себестоимости продукции. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергия, тара, упаковочные материалы, инструмент, запасные части, спецодежда и прочие;
затраты на оплату труда – отражают участие в себестоимости живого труда. Состоят из заработной платы основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, относящихся к основной деятельности;
отчисления на социальные нужды – обязательные отчисления во внебюджетные фонды, связанные с оплатой труда. Определяются исходя из планируемого фонда оплаты труда и нормативов отчислений в эти фонды, установленные действующим законодательством;
амортизация основных фондов – отражает стоимость основных фондов, уже перенесенную на готовую продукцию;
прочие затраты – отражаются все другие виды затрат, которые не могут быть отнесены к перечисленным ранее элементам.
Смета затрат является обобщающим документом по себестоимости продукции.
На основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемой продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Эти задачи решает классификация затрат по статьям калькуляции.
Плановая калькуляция представляет собой расчет плановой себестоимости единицы продукции (на определенный период), составленный по статьям затрат.
Для предприятий промышленности используются следующие калькуляционные статьи затрат:
сырье и материалы технологические;
возвратные отходы (вычитаются)
вспомогательные материалы;
полуфабрикаты собственного производства;
покупные полуфабрикаты;
топливо и энергия на технологические цели;
основная заработная плата производственного персонала;
дополнительная заработная плата производственного персонала;
отчисления на социальные нужды;
затраты на подготовку и освоение производства;
амортизация производственного оборудования и технологических транспортных средств;
расходы на охрану труда и технику безопасности;
общепроизводственные расходы;
общехозяйственные расходы;
расходы на охрану окружающей среды;
потери от брака (только по факту);
прочие производственные расходы;
налоги и сборы;
коммерческие расходы.
Плановая калькуляция себестоимости составляется на определенную калькуляционную единицу, которая должна соответствовать условно-натуральной или натуральной единице измерения, установленной стандартами или техническими условиями на соответствующий вид продукции и принятой в плане производства продукции.
В практике экономической работы контрольным расчетом при калькулировании себестоимости является смета затрат на производство, которая составляется на основе всех разделов годового плана предприятия.
В реальных производственных условиях себестоимость служит основой для планирования прибыли и рентабельности фирмы.
Прибыль характеризует конечные результаты работы фирмы и является оценочным показателем ее функционирования. От ее величины зависит финансовое состояние предприятия, и в этом отношении планирование прибыли следует рассматривать в качестве важного инструмента стратегического управления фирмой.
Прибыль фирмы – одна из форм чистого дохода, получаемого от реализации продукции и прочей внереализационной деятельности. В промышленности основную часть прибыли предприятие получает от реализации товарной продукции работ и услуг [21].
Вся прибыль фирмы как конечный финансовый результат представлена несколькими составляющими элементами:
прибыль от реализации продукции:
прибыль от прочей реализации (прибыль от реализации основных фондов, оборотных средств, нематериальных активов и др. имущества);
прибыль от непромышленных хозяйств;
сальдо внереализационных доходов и расходов, не связанных с продажами и полученных от долевого участия в совместных предприятиях, доходов по акциям и другим ценным бумагам, доходов от сдачи имущества в аренду.
Прибыль фирмы делится на балансовую и чистую. При этом валовая или балансовая прибыль – вся общая прибыль, складывающаяся из всех источников и числящаяся на балансе фирмы. В свою очередь чистая – прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после всех взносов и уплаты налогов в бюджет.
Налогооблагаемая прибыль используется как база для расчета суммы налога на прибыль предприятия по нормативу для промышленности – 35%.
Таким образом, после уплаты налогов образуется прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия, т.е. чистая прибыль.
На основе чистой прибыли формируются следующие фонды фирмы:
1 фонд накопления, предназначенный для расширенного воспроизводства продукции и услуг, ремонта, строительства объектов социального и природоохранного назначения, для прироста собственных оборотных средств,
2 фонд на благотворительные цели;
3 резервный (страховой) фонд;
4 фонд потребления, включающий в себя фонд личного потребления, связанный с увеличением доходов персонала фирмы, облагаемый налогом;
5 фонд, не облагаемый налогом и представленный вкладами или паями акционеров;
6 фонд дивидендов (налогом не облагается), предназначенный для выплаты в акционерных обществах дивидендов по акциям.
Порядок распределения прибыли определяется в уставе фирмы.
Абсолютный размер прибыли не позволяет сравнивать работу отдельных предприятий и их подразделений, поскольку зависит от объема производства продукции. Для сравнительной оценки применяются относительные показатели прибыли. Это общая рентабельность производства и рентабельность отдельных видов производимой продукции.
Общая рентабельность производства отражает размер прибыли, получаемый в расчете на 1 рубль производственных фондов и нормируемых оборотных средств:
Рентабельность продукции – выраженное в процентах отношение прибыли от реализации к полной себестоимости этой продукции.
Рентабельность продукции определяется отдельно для каждого вида продукции планового ассортимента и отражает уровень ее доходности и конкурентоспособности. позволяет принимать решение о формировании товарной политики фирмы с учетом ситуации на рынке.
- Содержание
- Введение
- I Теоретическая часть
- 1.1 Структура и содержание бизнес-плана химической компании
- 1.1.1 Резюме
- 1.1.2 Описание предприятия и отрасли
- 1.1.3 Описание продукта
- 1.1.4 Анализ рынка
- 1.1.5 План маркетинга
- 1.1.6 Производственный план
- 1.1.7 Организационный план
- 1.1.8 Финансовый план
- 1.2 Основные разделы бизнес-плана
- 1.2.1 Производственная мощность
- 1.2.2 Производственная программа
- 1.2.3 Планирование системы материально-технического обеспечения
- 1.2.4 Планирование труда, заработной платы и персонала
- 1.2.5 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
- 1.2.6 Финансовое планирование
- II Проектная часть
- 2.1 Анализ рынка минеральных удобрений
- 2.2 Исходные данные для расчета курсового проекта
- 2.3 Планирование и использование производственных мощностей Цех азотной кислоты (контактное отделение)
- Отделение смешения и сушки
- 2.3.1 Построение профиля производственной мощности
- Азотная кислота
- 2.3.2 Расшивка «узких мест»
- 2.3.3 Разработка производственной программы
- 2.4 Расчёт основных плановых показателей по труду и заработной плате
- 2.4.1 Планирование численности работников при организации сменного обслуживания производства
- Этап 2. Число часов работы оборудования
- 2.5 Планирование себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
- 2.5.1 Калькуляция себестоимости
- Заключение
- Список литературы
- Визитная карточка
- Организационно-правовая форма
- Текущая маркетинговая ситуация
- Конкуренты
- Методы стимулирования сбыта
- Риски Перечень рисков
- Социальные риски
- Оценка рисков
- Определение спроса и возможностей рынка.
- Рекламная стратегия
- Ценовая политика
- Финансовый план