logo
12 вар

1.2.2 Производственная программа

Производственная программа промышленного предприятия представляет собой развернутый комплексный план производства, поставки и продажи потребителю продукции, характеризующий состав, годовой объем, номенклатуру, ассортимент, качество и сроки выпуска требуемой рынком продукции и услуг. Этот план отражает тенденции развития производства. Он является основой для разработки плана научно-технического развития, планирования НИОКР, определения потребностей материально-технических ресурсах, персонала фирмы, средств на оплату труда, определения затрат на производство [8].

В рыночных условиях разработка производственной программы и ее содержание определяются следующими требованиями:

При планировании производственной программы все расчеты ведутся только по готовой продукции.

Помимо продукции основного производства для вспомогательных и обслуживающих производств выделяются производственные услуги и промышленные работы.

Производственные услуги – это готовая продукция вспомогательных цехов предприятий (электроэнергия, сжатый воздух, пар и т.д.).

Промышленные работы выполняются для сторонних организаций, а также частично для своих цехов в части работ, связанных с капитальным ремонтом, с модернизацией оборудования и расфасовкой продукции.

По структуре план производства включает в себя:

Показатели производственной программы – это количественные показатели, характеризующие деятельность предприятия по производству и реализации продукции. Показатели производственной программы разрабатываются в натуральных и условно-натуральных единицах.

Для обобщенной характеристики деятельности предприятия и увязки производственной программы с финансово-экономическими результатами принято также исчислять показатели производственной программы в стоимостном измерении.

Основой расчета показателей производственной программы на этапе проекта служит среднегодовая производственная мощность, валовый выпуск, а затем валовый оборот.

Валовый выпуск (ВВ) – сумма объема готовой продукции, работ, услуг, полуфабрикатов, выпускаемых для внутреннего потребления и реализации на сторону.

Валовый оборот (ВО) означает совокупную стоимость валового выпуска всех видов продукции, независимо от того, используются ли они на том же предприятии или предназначены для отпуска на сторону, а также включает стоимость работ промышленного характера и услуг, оказываемых на сторону и цехам своего предприятия. То есть, валовый оборот обозначает валовый выпуск, измеренный в стоимостных показателях [13].

Валовый продукт (ВП) отражает объем производства продукции основных и вспомогательных подразделений предприятия, который предназначен для продажи на сторону.

Внутризаводской производственный оборот (ВЗО) - это стоимость продукции и услуг, потребляемых внутри предприятия.

При обосновании производственной программы важное внимание уделяется показателю внутризаводского потребления полуфабрикатов или услуг (ВЗП), который отражает величину тех потоков полуфабрикатов или услуг, которые идут на внутреннее использование.

Внутризаводское потребление связано с разработкой балансов полуфабрикатов. Они направлены на согласование производственного плана внутренних подразделений по объемам поставок и срокам изготовления отдельных видов продукции и устранение дефицитности взаимосвязанных цехов, а также служат обоснованием для плана материально-технического обеспечения. Если производственная программа не согласована, то приходится закупать полуфабрикаты со стороны, чтобы производство не простаивало. Баланс составляется по технологической цепочке с конца производственного процесса. Внутризаводское потребление оценивается по производственной себестоимости.

Основой для составления балансов является [16]:

Товарная продукция (ТП) – это продукция, полностью обработанная на предприятии, соответствующая стандартам и техническим условиям и предназначенная для отпуска на сторону, отвечающая требованиям потребителя, оформленная сдаточными документами, сдана ОТК и складским службам, готовая к реализации.

Реализованная продукция (РП) – конечный показатель, формируется на последнем этапе расчета производственной программы, отражает объем и стоимость продукции, которая предназначена для поставки и подлежит оплате в планируемом периоде, рассчитывается на этапе формирования "портфеля заказов".

В состав реализованной продукции входят: готовая продукция, полуфабрикаты, работы и услуги промышленного характера, в том числе продукция, реализованная своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия:

Остатки нереализованной продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках; товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями; товаров на ответственном хранении у покупателей.

Таким образом, реализованная продукция – это та продукция, которая поставлена заказчикам и оплачена ими.

Все расчеты производственной программы принято оформлять в сводной таблице, с помощью которой их легко сопоставлять.