1.2.2 Производственная программа
Производственная программа промышленного предприятия представляет собой развернутый комплексный план производства, поставки и продажи потребителю продукции, характеризующий состав, годовой объем, номенклатуру, ассортимент, качество и сроки выпуска требуемой рынком продукции и услуг. Этот план отражает тенденции развития производства. Он является основой для разработки плана научно-технического развития, планирования НИОКР, определения потребностей материально-технических ресурсах, персонала фирмы, средств на оплату труда, определения затрат на производство [8].
В рыночных условиях разработка производственной программы и ее содержание определяются следующими требованиями:
производственная программа должна строится с учетом спроса на продукцию. Этот спрос определяется через заказы потребителей;
производственная программа должна строиться на основе договоров и выбора рынков сбыта;
при формировании производственной программы должна быть полная увязка натуральных и стоимостных выражений объемов, и реализации продукции;
производственная программа должна быть обоснована производственными ресурсами.
Информационно-аналитической базой разработки плана производства служат:
результаты маркетинговых исследований;
"портфель" заказов на продукцию и услуги предприятия по договорам предприятия.
расчеты среднегодовой производственной мощности по отдельным продуктам;
размеры плановых резервов производственных мощностей на предприятии;
стратегический план предприятия;
система сформировавшихся связей с поставщиками материальных ресурсов и система кооперированных связей;
схемы реализации продукции и услуг;
резервы производства, выявленные в процессе диагностики предприятия за предшествующий период, данные о специализации своих производственных подразделений;
действующие технико-экономические нормы и нормативы;
свод действующих законодательных актов об ответственности предприятий за невыполнение заказов и договоров.
По степени завершенности производств вся продукция основного производства предприятия делится на следующие виды:
готовая продукция (ГП) – продукция, прошедшая все стадии обработки в производственном процессе принятая ОТК, сданная на склад и оформленная сдаточными документами.
полуфабрикаты (ПФ) – продукция, прошедшая часть стадий производственного процесса и может быть использована как для дальнейщей обработки на данном предприятии, так и для отпуска на сторону. ПФ также должны быть проверены ОТК.
незавершенное производство (НП) – продукция, которая прошла только часть обработки и находится в стадии переработки, а также не принятая ОТК и не сданная на склад готовой продукции.
При планировании производственной программы все расчеты ведутся только по готовой продукции.
Помимо продукции основного производства для вспомогательных и обслуживающих производств выделяются производственные услуги и промышленные работы.
Производственные услуги – это готовая продукция вспомогательных цехов предприятий (электроэнергия, сжатый воздух, пар и т.д.).
Промышленные работы выполняются для сторонних организаций, а также частично для своих цехов в части работ, связанных с капитальным ремонтом, с модернизацией оборудования и расфасовкой продукции.
По структуре план производства включает в себя:
перечень, номенклатуру и ассортимент, краткую характеристику продукции, планируемой к выпуску;
отражение объема производства в натуральном и стоимостном выражениях;
состав промышленных услуг, предоставляемых другим организациям, характер и их объем;
данные об изменении объема незавершенного производства
Показатели производственной программы – это количественные показатели, характеризующие деятельность предприятия по производству и реализации продукции. Показатели производственной программы разрабатываются в натуральных и условно-натуральных единицах.
Для обобщенной характеристики деятельности предприятия и увязки производственной программы с финансово-экономическими результатами принято также исчислять показатели производственной программы в стоимостном измерении.
Основой расчета показателей производственной программы на этапе проекта служит среднегодовая производственная мощность, валовый выпуск, а затем валовый оборот.
Валовый выпуск (ВВ) – сумма объема готовой продукции, работ, услуг, полуфабрикатов, выпускаемых для внутреннего потребления и реализации на сторону.
Валовый оборот (ВО) означает совокупную стоимость валового выпуска всех видов продукции, независимо от того, используются ли они на том же предприятии или предназначены для отпуска на сторону, а также включает стоимость работ промышленного характера и услуг, оказываемых на сторону и цехам своего предприятия. То есть, валовый оборот обозначает валовый выпуск, измеренный в стоимостных показателях [13].
Валовый продукт (ВП) отражает объем производства продукции основных и вспомогательных подразделений предприятия, который предназначен для продажи на сторону.
Внутризаводской производственный оборот (ВЗО) - это стоимость продукции и услуг, потребляемых внутри предприятия.
При обосновании производственной программы важное внимание уделяется показателю внутризаводского потребления полуфабрикатов или услуг (ВЗП), который отражает величину тех потоков полуфабрикатов или услуг, которые идут на внутреннее использование.
Внутризаводское потребление связано с разработкой балансов полуфабрикатов. Они направлены на согласование производственного плана внутренних подразделений по объемам поставок и срокам изготовления отдельных видов продукции и устранение дефицитности взаимосвязанных цехов, а также служат обоснованием для плана материально-технического обеспечения. Если производственная программа не согласована, то приходится закупать полуфабрикаты со стороны, чтобы производство не простаивало. Баланс составляется по технологической цепочке с конца производственного процесса. Внутризаводское потребление оценивается по производственной себестоимости.
Основой для составления балансов является [16]:
программа выпуска полуфабрикатов;
объем выпуска готовой продукции;
определение величины внутренних поставок полуфабрикатов на основе плановых расходных коэффициентов;
сведения об остатках полуфабрикатов на складах цехов.
Товарная продукция (ТП) – это продукция, полностью обработанная на предприятии, соответствующая стандартам и техническим условиям и предназначенная для отпуска на сторону, отвечающая требованиям потребителя, оформленная сдаточными документами, сдана ОТК и складским службам, готовая к реализации.
Реализованная продукция (РП) – конечный показатель, формируется на последнем этапе расчета производственной программы, отражает объем и стоимость продукции, которая предназначена для поставки и подлежит оплате в планируемом периоде, рассчитывается на этапе формирования "портфеля заказов".
В состав реализованной продукции входят: готовая продукция, полуфабрикаты, работы и услуги промышленного характера, в том числе продукция, реализованная своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия:
Остатки нереализованной продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках; товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями; товаров на ответственном хранении у покупателей.
Таким образом, реализованная продукция – это та продукция, которая поставлена заказчикам и оплачена ими.
Все расчеты производственной программы принято оформлять в сводной таблице, с помощью которой их легко сопоставлять.
- Содержание
- Введение
- I Теоретическая часть
- 1.1 Структура и содержание бизнес-плана химической компании
- 1.1.1 Резюме
- 1.1.2 Описание предприятия и отрасли
- 1.1.3 Описание продукта
- 1.1.4 Анализ рынка
- 1.1.5 План маркетинга
- 1.1.6 Производственный план
- 1.1.7 Организационный план
- 1.1.8 Финансовый план
- 1.2 Основные разделы бизнес-плана
- 1.2.1 Производственная мощность
- 1.2.2 Производственная программа
- 1.2.3 Планирование системы материально-технического обеспечения
- 1.2.4 Планирование труда, заработной платы и персонала
- 1.2.5 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
- 1.2.6 Финансовое планирование
- II Проектная часть
- 2.1 Анализ рынка минеральных удобрений
- 2.2 Исходные данные для расчета курсового проекта
- 2.3 Планирование и использование производственных мощностей Цех азотной кислоты (контактное отделение)
- Отделение смешения и сушки
- 2.3.1 Построение профиля производственной мощности
- Азотная кислота
- 2.3.2 Расшивка «узких мест»
- 2.3.3 Разработка производственной программы
- 2.4 Расчёт основных плановых показателей по труду и заработной плате
- 2.4.1 Планирование численности работников при организации сменного обслуживания производства
- Этап 2. Число часов работы оборудования
- 2.5 Планирование себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
- 2.5.1 Калькуляция себестоимости
- Заключение
- Список литературы
- Визитная карточка
- Организационно-правовая форма
- Текущая маркетинговая ситуация
- Конкуренты
- Методы стимулирования сбыта
- Риски Перечень рисков
- Социальные риски
- Оценка рисков
- Определение спроса и возможностей рынка.
- Рекламная стратегия
- Ценовая политика
- Финансовый план