Лабораторная работа № 11.1
Общая методика проведения всех опытов с использованием капельных реакций приведена на с. 108.
Опыт 1. Взаимодействие карбонильных соединений с 2,4-динитрофенилгидразином
В опыте используются: в качестве карбонильных соединений – ацетон (пропанон) и раствор формальдегида (метаналя) с массовой долей 30 %, а в качестве аналитического реагента – насыщенный раствор 2,4-динитрофенилгидразина (2,4-ДНФГ) в 2 н соляной кислоте.
На предметное стекло в трех точках наносят по одной капле раствора 2,4-ДНФГ. В одну из точек добавляют одну каплю ацетона, в другую – одну каплю раствора формальдегида. Смеси перемешивают палочкой и оставляют на 1-2 мин. Третья точка (раствор 2,4-ДНФГ) служит для сравнения.
В лабораторном журнале отметьте наблюдения. Напишите уравнения имеющих место реакций.
В выводах укажите:
– тип и символ механизма реакций, наблюдаемых в проведенном опыте;
– роль какого реагента (нуклеофильного или электрофильного) выполняет в ней 2,4-ДНФГ;
– что в этой реакции является аналитическим сигналом;
– какая группа – альдегидная или кетонная – проявляет большую активность в этой реакции и почему.
Опыт 2. Окисление альдегида перманганатом калия
В опыте используются ацетон и раствор формальдегида с массовой долей 30 %; растворы KMnO4 и Na2CO3 с массовыми долями 5 %.
На стеклянную пластинку в три точки разными пипетками наносят по одной капле раствора KMnO4 и туда же – по одной капле раствора Na2CO3. В одну точку добавляют одну каплю ацетона, во вторую – одну каплю раствора формальдегида. Третью точку оставляют для сравнения. Смеси перемешивают палочкой и оставляют на 1-2 мин.
В лабораторном журнале отметьте, что наблюдается только в одном из трех вариантов полученных смесей и в каком именно. Напишите уравнение наблюдаемой реакции.
В выводах укажите:
– карбонильные соединения какого класса окисляются перманганатом калия в слабощелочной среде при комнатной температуре;
– что в данной реакции является аналитическим сигналом;
– для каких целей можно использовать наблюдаемую реакцию в качественном химическом анализе органических соединений.
При необходимости (в соответствии с рабочей программой изучаемой дисциплины) проводят следующий дополнительный опыт (без капельных реакций).
Опыт 3. Реакция образования серебряного зеркала
В опыте используются: ацетон, раствор формальдегида с массовой долей 1 % и в качестве реактива – свежеприготовленный раствор комплексного основания – гидроксида аммиаката серебра [Ag(NH3)2]OH. Реактив готовят непосредственно перед опытом: к 1,0 см3 раствора AgNO3 с массовой долей 1 % добавляют 10 см3 раствора NaOH с массовой долей 1 %, затем при встряхивании пробирки в нее по каплям добавляют раствор аммиака до растворения образовавшегося осадка.
Полученный аммиачный раствор комплексного основания разделяют на две пробирки и добавляют в них по каплям по 0,5-1,0 см3 карбонильного соединения: в одну пробирку ацетон, а в другую – 1 % раствор формальдегида. Полученные смеси нагревают на кипящей водяной бане до выделения серебра в виде слоя ("зеркала") на стенках пробирки или в виде порошка (осадка).
В лабораторном журнале отметьте, в пробирке с каким карбонильным соединением произошли изменения, и укажите, какие именно.
По приведенной схеме составьте уравнение произошедшей реакции:
карбонильное + [Ag(NH3)2]OH → продукт + Ag0 + NH3 + H2O
соединение превращения
карбонильного
соединения
В выводах укажите:
– тип реакции, наблюдаемой в проведенном опыте;
– только какой класс карбонильных соединений может вступать в подобные реакции;
– для различения каких классов соединений подобные реакции могут использоваться в качественном анализе.
- Содержание
- Тема 6. Жесткость воды и реакции солей жесткости в водных растворах
- Часть 2
- Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции и их использование
- Тема 8. Электрохимические системы и процессы (базовый материал)……81
- Часть 3
- Введение
- 1. Темы лабораторных работ
- Тема 1. Химическая термодинамика (базовый материал)
- Тема 2. Скорость химических реакций и методы ее регулирования (базовый материал)
- Тема 3. Химическое равновесие (базовый материал)
- Тема 4. Гетерогенные химические системы и поверхностные явления в них (спецраздел с элементами уирс) (базовый материал)
- 5.1 Электролитическая диссоциация и водородный показатель среды (рН)
- 5.2 Реакции обмена в растворах электролитов, в том числе гидролиз
- 5.3 Представление о химическом анализе
- Тема 6. Жесткость воды и реакции солей жесткости в водных растворах (базовый материал)
- 2 Список рекомендуемой литературы
- Часть 2
- 1. Темы лабораторных работ
- Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции и их использование в химическом анализе (базовый материал)
- Тема 8 Электрохимические системы и процессы (базовый материал)
- Лабораторная работа № 8.3 Электролиз растворов электролитов
- 2. Список рекомендуемой литературы
- Часть 3
- 1. Темы и методики лабораторных работ
- Тема 9. Отличительные реакции углеводородов различных классов
- Описание опытов
- Лабораторная работа № 9. 1 Качественные реакции предельных и непредельных углеводородов
- Тема 10. Химические свойства и качественная идентификация гидроксипроизводных углеводородов
- 10.1 Кислотные свойства спиртов и фенолов
- 10.2 Основные свойства спиртов и фенолов
- 10.3 Реакции спиртов в качестве нуклеофилов
- 10.4 Нуклеофильное замещение он-группы спиртов
- 10.5 Окисление спиртов
- Лабораторная работа № 10. 1
- Тема 11. Химические свойства и качественная идентификация карбонильных соединений
- Лабораторная работа № 11.1
- Тема 12. Химические свойства и качественная идентификация карбоновых кислот
- 12.1 Электролитическая диссоциация
- 12.2 Декарбоксилирование карбоновых кислот
- 12.3 Реакции нуклеофильного замещения групп он в карбоксильной группе
- Лабораторная работа № 12.1
- Вопросы для защиты лабораторных работ и подготовки к экзамену по разделу "Химические свойства и типичные реакции органических соединений"
- Список рекомендуемой литературы
- 350072, Г. Краснодар, ул. Московская, 2, кор. А