5.3 Представление о химическом анализе
Анализ – это процедура получения опытным путём данных о химическом составе и строении вещества. Полный анализ включает в себя качественный, количественный и структурный анализ веществ.
Качественный анализ – это установление химического состава анализируемого объекта путём идентификации и обнаружения в нём тех или иных компонентов.
Количественный анализ – это определение количественного содержания компонентов в анализируемом объекте.
Структурный анализ – это установление химического и пространственного строения вещества.
Методы, используемые в анализе, должны иметь аналитический сигнал.
Аналитический сигнал – это наблюдаемые в процессе анализа изменяющиеся параметры, дающие информацию о качественном, количественном составе вещества и его структуре (изменение температуры, окраски, выделение осадка или газа, появление характерных спектральных полос и сигналов и т. д.)
Методы анализа подразделяются на химические, электрохимические, спектральные, хроматографические, термические и др.
Химические методы основаны на химических реакциях между анализируемым веществом и анализируемым реагентом.
Аналитическими реагентами (или реактивами) называются вещества, вступающие в реакцию с анализируемыми веществами с появлением соответствующего аналитического сигнала.
В основе химических методов анализа могут лежать реакции следующих типов:
− обменного разложения (электролитическая диссоциация, нейтрализация, гидролиз, комплексообразование и др.);
− окислительно-восстановительные реакции (ОВР), в том числе и электрохимические реакции.
При проведении химического анализа в тех случаях, когда реакция не даёт собственного аналитического сигнала, в реакционную среду добавляют индикатор.
Индикатор – это вещество, способное вступать в реакцию с анализируемым веществом или реагентом с образованием соединения определенной окраски. Например, индикаторы кислотно-основного типа изменяют окраску в зависимости от рН среды (см. табл. А.4, прил. А), т. е указывают на избыток в реакционной среде кислоты или основания.
С помощью индикатора фиксируется полный расход одного из реагирующих веществ, т.е. момент завершения реакции, называемый точкой эквивалентности. Точка эквивалентности указывает на то, что вещества прореагировали в количествах, пропорциональных их эквивалентам (по закону эквивалентов).
Химические методы широко используются в количественном анализе с помощью приёма титрования.
Титриметрия – это метод количественного определения анализируемого вещества по объёму раствора реактива известной концентрации, называемого титрантом, израсходованного на реакцию с определенным объёмом раствора исследуемого вещества. Раствор реактива, концентрация которого известна, называют стандартным раствором.
Титрование – это прибавление к точно отмеренному объёму раствора анализируемого вещества объёма раствора реагента, затраченного на реакцию до достижения точки эквивалентности. Когда израсходованное количество титранта оказывается эквивалентным количеству определяемого (или титруемого) вещества, реакция заканчивается, и этот момент называют точкой эквивалентности. В этот момент в соответствии с законом эквивалентов достигается равенство: V1 · С1н = V2 · С2н.
Практически по аналитическому сигналу (переход окраски индикатора) фиксируют точку конца реакции, которая приближенно соответствует точке эквивалентности.
Для количественного определения концентрации исследуемого раствора с применением метода титрования используется следствие из закона эквивалентов для реакций в растворах: объёмы растворов веществ, затраченные на реакцию, обратно пропорциональны нормальным концентрациям этих растворов: V1/V2 = С1н/С2н.
Лабораторная работа № 5.1 Определение водородного показателя природных и сточных вод с помощью индикаторов (капельный метод, с элементами УИРС)
Цель работы: ознакомление с процессами электролитической диссоциации, водородным показателем и различными способами его аналитического определения.
Реактивы: образцы исследуемых вод № 1, № 2, № 3; индикаторы – метилоранж (0,02 %-ный водный раствор), лакмус (0,02 %-ный спиртовой раствор), фенолфталеин (1 %-ный спиртовой раствор); универсальная индикаторная бумага.
Посуда и оборудование: пробирки на 10 см3 (3 шт.), пипетка.
Методика проведения опыта. В три пробирки налейте по 3 см3 воды из данного образца и в каждую добавьте по три капли одного из индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метилоранж. Взболтайте содержимое пробирок для равномерного распределения окраски индикаторов. Наблюдаемую окраску сравните с эталонной окраской индикаторов в средах с различными значениями рН. Полученные результаты внесите в таблицу 1.9, помещенную в лабораторный журнал в графу «наблюдения».
Для проверки правильности полученных результатов возьмите полоску универсальной индикаторной бумаги и пипеткой нанесите на нее 2 капли исследуемой воды, выдержите 2 мин. Появившуюся окраску смоченной индикаторной бумаги сравните со стандартной шкалой соответствующих значений рН. Если окраска индикаторной бумаги, смоченной водой, не совпадает точно с окраской шкалы, то возьмите среднее значение рН между двумя приближающимися по цвету полосами стандартной шкалы.
Отмеченное значение рН стандартной шкалы, соответствующее окраске для исследуемой воды, запишите в таблицу 1.9. Сопоставьте значения рН, установленные с помощью индикаторов и универсальной индикаторной бумаги.
Сделайте выводы, отметив в них: область значений рН, название аналитического метода, использованного для определения рН исследуемой воды, возможные классы растворенных в ней веществ (кислоты, основания, гидролизуемые или негидролизуемые соли), а также возможность использования данной воды без соответствующей очистки. Приведите примеры веществ, растворение которых могло обусловить значение рН используемой воды, и уравнения их соответствующих реакций в воде.
Таблица 1.9 – Значения рН образцов воды, определенные различными способами
Иссле- дуемый образец воды | Цвет индикатора и область значения рН исследуемой воды | Значение рН воды по универсальной индикаторной бумаге
| ||
лакмус, рН | фенолфталеин, рН | метилоранж, рН | ||
№ 1 |
|
|
|
|
№ 2 |
|
|
|
|
№ 3 |
|
|
|
|
Лабораторная работа № 5.2 Гидролиз солей и установление типа соли по значению водородного показателя (рН) гидролизата (капельный метод, с элементами УИРС)
Цель работы: ознакомиться с реакциями гидролиза солей, научиться составлять ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза, по значению рН гидролизата устанавливать тип растворенной соли, а также прогнозировать влияние растворимых солей на показатели рН среды.
Реактивы: зашифрованные образцы трех кристаллических солей, дистиллированная вода, универсальная индикаторная бумага.
Посуда: пробирки на 15 см3 (3 шт.), пипетки.
Методика проведения опыта. Даны формулы трех солей и их зашифрованные образцы 1, 2, 3. По значению рН, возникающего при растворении этих солей, необходимо определить, какая из солей находится в каждом образце.
В пробирку налейте 8-10 см3 дистиллированной воды и растворите одну лопаточку исследуемого образца соли № 1.
Возьмите полоску универсальной индикаторной бумаги и нанесите на неё пипеткой 1-2 капли полученного раствора из пробирки и выдержите 1-2 минуты. Окраску индикаторной бумаги, смоченной исследуемым раствором, сравните со стандартной шкалой значений рН. Значение рН стандартной шкалы, с которым совпал по цвету исследуемый образец, запишите в лабораторный журнал в графу наблюдений.
Аналогичным образом исследуйте образцы солей № 2 и № 3.
Напишите уравнения электролитической диссоциации каждой соли из вашего варианта, определите ион от слабого электролита.
Составьте краткое ионно-молекулярное уравнение реакции гидролиза каждой данной соли с участием только одной молекулы воды и на основании его напишите молекулярное уравнение. Укажите в этих уравнениях под веществами силу электролитов. Сопоставьте полученные опытные данные с ожидаемым при гидролизе значением рН раствора (на основании кратких ионно-молекулярных уравнений).
На основании полученных данных определите наличие в выданных образцах солей временной и постоянной жёсткости и укажите их формулы.
Напишите вывод, в котором укажите (используя экспериментально определенные и прогнозируемые значения рН растворов), какая соль из данного набора присутствует в растворе каждого исследованного образца, и объясните почему. Укажите, почему изученные реакции гидролиза обратимы и название их обратной реакции.
В выводах отразите также, какие по составу соли жесткости подвергаются гидролизу, а какие – нет и почему, и как это влияет на качество воды.
Лабораторная работа № 5.3 Строение, классы и реакции неорганических соединений в растворах электролитов и их использование в химическом анализе (капельный метод, с элементами УИРС)
Цель работы: ознакомление с химическими свойствами неорганических соединений, разновидностями и условиями протекания их реакций в растворах электролитов, с возможностями использования этих реакций в химическом анализе.
Опыт 1. Реакции с образованием осадков, их использование для определения присутствия катионов металлов в воде (УИРС)
Реактивы: 3 %-ные водные растворы солей свинца (II), железа (III), меди, бария; иодида калия, сульфата натрия; 2Н раствор NaOH; образцы воды № 1, № 2 и № 3.
Посуда и принадлежности: предметные стёкла (6 шт.), пипетки на 2 см3 (6 шт.)
Методики проведения опытов.
Опыт 1.1 Пользуясь предложенными реактивами, подберите растворы веществ для реакций, выражаемых краткими ионно-молеку-лярными уравнениями:
Pb2+ + 2 I− = PbI2↓;
Fe3+ + 3 OH− = Fe (OH)3↓;
Cu2+ + 2 OH− = Cu (OH)2↓;
Ba2+ + SO42− = BaSO4↓.
Осуществите эти качественные реакции. Для этого на предметные стекла в четыре разные точки пипетками нанесите по 1 капле растворов указанных пар реагентов и отметьте, что наблюдаете в каждом случае при смешивании растворов (образование осадка, изменение окраски).
Составьте полные ионно-молекулярные и молекулярные уравнения этих реакций с указанием силы электролитов (под молекулами веществ) и наблюдаемых аналитических сигналов.
Напишите вывод, в котором объясните причину протекания и обратимость или необратимость данных реакций, возможность их использования в химическом анализе и название соответствующего метода анализа, какую роль эти реакции могут иметь для определения качества воды.
Опыт 1.2 (УИРС) В природной и в сточных водах могут быть токсичные примеси, например, ионы тяжелых металлов. Содержание некоторых примесей в воде можно определить с помощью качественных реакций.
Проверьте образцы природной воды №1, №2, №3 на содержание в них ионов Pb2+ и Fe3+.
На предметное стекло, в две точки, нанесите пипеткой по 1 капле воды из образца № 1. Затем добавьте по 1 капле растворов следующих аналитических реактивов: в одну точку – раствор иодида калия, в другую точку – раствор гидроксида натрия. Отметьте наблюдения.
Аналогичным образом исследуйте образцы природной воды № 2 и № 3. Напишите уравнения прошедших реакций.
В выводах объясните причину быстрого прохождения наблюдаемых реакций. Укажите, обратимы или необратимы эти реакции и почему, что в них является аналитическим сигналом. Какие примеси обнаружены в образцах воды с помощью этих реакций?
Опыт 2. Необратимые реакции обмена в растворах электролитов (УИРС)
Реактивы: 3 %-ные водные растворы солей (CaCl2, NiSO4, CoCl2, BaCl2, CuCl2, Na3PO4, Na2SO3, Na2S), 2Н раствор NaOH.
Посуда и принадлежности: предметные стёкла (2 шт.), пипетки на 2 см3 (2 шт.).
Методика проведения опыта. Подберите пары из числа данных реагентов, между которыми возможны необратимые реакции. Составьте уравнения этих реакций в молекулярном и ионно-молекулярном (полном и кратком) виде, указав силу электролитов и аналитические сигналы в них.
Проведите на выбор две из этих рассмотренных реакций. Для этого нанесите на предметное стекло по 1 капле двух соответствующих реагентов. Отметьте наблюдения (образование осадка, изменение окраски раствора).
В выводах укажите, почему оказались возможными рассмотренные реакции между солями и между солью и основанием, а также для обнаружения каких катионов и анионов можно их использовать и почему.
Опыт 3. Получение и определение типов нерастворимых оснований
Реактивы: 3 %-ные водные растворы солей (ZnCl2, MgCl2), 2H растворы NaOH и H2SO4.
Посуда и принадлежности: предметные стёкла (6 шт.), пипетки на 2 см3 (6 шт.).
Методика проведения опыта. На одно предметное стекло в двух местах нанесите по 2 капли раствора ZnCl2, а на другое стекло – по 2 капли раствора MgCl2. В каждую точку с каплями добавьте по 2 капли раствора NaOH до образования осадков. Не допускайте избытка NaOH!
Запишите наблюдения и напишите все виды уравнений реакций образования соответствующих гидроксидов на двух стеклах, указав силу электролитов.
Для определения характера образовавшихся гидроксидов на осадки на каждом стекле прикапайте в одну точку 2 капли концентрированного раствора NaOH, в другую точку – 2 капли концентрированного раствора H2SO4.
Отметьте в наблюдениях, в каких случаях осадки исчезли, т.е. прошли реакции. Напишите все виды уравнений тех реакций, которые имели место.
В выводах отразите, почему оказались возможными реакции данных солей со щёлочью, обратимы они или нет. Укажите, каков характер образовавшихся в этих реакциях гидроксидов, и чем это подтверждено экспериментально в проводимых опытах. Объясните, как тип этих гидроксидов связан со строением и характеристиками атомов цинка и магния.
Опыт 4. Реакции, протекающие с образованием газа
Реактивы: карбонат кальция (CaCO3), 2H раствор HСl.
Посуда и принадлежности: предметное стекло (1 шт.), пипетка на 2 см3 (1 шт.), шпатель (1шт.).
Методика проведения опыта:
На предметное стекло поместите небольшое количество (на кончике шпателя) растертого в порошок мела, добавьте к нему 1 каплю воды и 2 капли раствора соляной кислоты (осторожно!). Отметьте, что при этом происходит. Результаты наблюдения запишите в лабораторный журнал. Составьте молекулярное и ионно-молекулярное уравнения прошедших реакций (в полном и кратком видах), обозначив силу электролитов и выделение газа.
Сделайте вывод, в каких случаях и почему в данном опыте соль реагирует с кислотой, может ли данная реакция использоваться как качественная и для чего.
Лабораторная работа № 5.4 Реакции комплексообразования и их использование в химическом анализе (капельный метод)
Цель работы: ознакомиться с реакциями комплексообразования и возможностью их применения в химическом анализе.
Истинные комплексные соединения – это соединения, в состав молекул которых входят комплексные частицы.
Большинство комплексных соединений имеет внутреннюю сферу (выделяется квадратными скобками) и внешнюю сферу. Внутренняя сфера представляет собой комплексную частицу и состоит из центрального атома или иона, называемого комплексообразователем, и скоординированных около него ионов или молекул, называемых лигандами. Согласно теории валентных связей, между комплексообразователем и лигандами возникает донорно-акцепторная химическая связь, и за счет этого валентные возможности центрального элемента расширяются. При этом роль электроноакцептора выполняют катион или атом комплексообразователя, имеющие вакантные валентные орбитали, а в роли электронодонора выступают анионы или молекулы лиганда, имеющие атомы с парами неподеленных электронов.
Число лигандов, вошедших в комплекс, называют координационным числом, которое чаще всего имеет значения 2, 4, 6 и, как правило, равно удвоенной степени окисления комплексообразователя. Чем больше радиус, заряд комплексообразователя и чем меньше радиус лиганда, тем выше координационное число.
Наибольшую способность к комплексообразованию проявляют атомы и катионы d- и f- элементов, из s-элементов – Ca, Ba, из p- элементов – Al. Наиболее устойчивые комплексы образуются в случаях, когда комплексообразователь имеет вакантные орбитали, близкие по энергии к уже заполненным или заполняющимся.
В роли лигандов выступают анионы галогенов, OH−, CN−, CO32−, C2O42−, RCOO− и другие, а также молекулы, имеющие атомы с неподеленными электронами плотностью: галогены, H2O, NH3, CO, R−NH2, R−OH, H2N(CH2)nNH2, C6H5OH и другие.
Внешнюю сферу имеют только ионные комплексы. Ее составляют ионы, а иногда и молекулы, связанные с комплексным ионом тем или иным типом связи и расположенные на более далёком расстоянии от комплексообразователя, чем лиганды. В зависимости от характера внешней сферы различают комплексные соли, основания, кислоты.
Заряд комплексного иона представляет собой алгебраическую сумму зарядов иона комплексообразователя и лигандов. Он численно равен, но противоположен по знаку заряду внешней сферы.
Примеры: [Al(H2O)6]3+Cl3−; K+3[Al(OH)6]3−; K+[Al(OH)4(H2O)2]−;
Na+[Al(OH)4]−; Na2+[Zn(OH)4]2+; CuSO4∙5H2O ≡≡ [Cu(H2O)4]2+SO42−∙H2O;
K4[Fe2+(CN)6]4− – жёлтая кровяная соль; K3[Fe3+(CN)6]3− – красная кровяная соль.
Например, комплексная соль [Co(NH3)6]Cl3:
комплексообразователь лиганды
↓ ↓
внутренняя сфера → [ Co (NH3) 6 ]3+ Cl3− ← внешняя сфера.
↑
координационное
число
В водных растворах комплексные соединения диссоциируют по типу сильных электролитов на ионы внутренней и внешней сфер с сохранением неизменности состава комплексного иона, такая ступень диссоциации называется первичной электролитической диссоциацией комплексного соединения.
Н2О
Пример: K3[Fe(CN)6] 3 K+ + [Fe(CN)6]3−.
Комплексная частица является очень слабым электролитом и способна к самостоятельному существованию в растворах.
Комплексные соединения играют важную роль в процессах образования природных и синтетических соединений, в методах анализа веществ, в том числе в контроле производства в различных отраслях промышленности, в ряде технологических процессов для очистки и стабилизации тех или иных продуктов, для перевода нерастворимых соединений в растворимые и т.п.
Опыт 1. Получение комплексных солей (капельный метод)
Реактивы: кристаллический роданид аммония (NH4SCN), концентрированный раствор соли кобальта (CoSO4).
Посуда и принадлежности: предметное стекло, пипетка на 1-2 см3, микрошпатель.
Методика проведения опыта: На предметное стекло микрошпателем поместите несколько кристаллов роданида аммония и добавьте к ним пипеткой 1 каплю концентрированного раствора CoSO4. Отметьте в наблюдениях окраски растворов реагентов и реакционной смеси после их смешивания.
Пользуясь ниже приведенным молекулярным уравнением, составьте полное и краткое молекулярно-ионные уравнения происходящих реакций; укажите класс и названия составных частей полученного комплексного соединения:
CoSO4 + 4 NH4SCN = (NH4)2[Co(SCN)4] + (NH4)2SO4
В выводе обоснуйте возможность прохождения в данном случае реакции комплексообразования и ее использования в химическом анализе; укажите, что в ней является аналитическим сигналом.
Опыт 2. Получение комплексных оснований (капельный метод)
Реактивы: 3 %-ный водный раствор соли никеля (NiSO4), 2Н раствор NaOH, 25 %-ный водный раствор аммиака (NH4OH).
Посуда и принадлежности: предметное стекло, пипетка на 1 см3.
Методика проведения опыта. На предметное стекло нанесите 1 каплю раствора соли никеля и прибавьте к ней 1 каплю раствора гидроксида натрия до выпадения осадка гидроксида никеля. Отметьте наблюдения и напишите краткое ионно-молекулярное уравнение происходящей реакции.
К осадку добавьте по каплям до его растворения раствор аммиака при перемешивании стеклянной палочкой. Отметьте наблюдения.
В растворе аммиака существует равновесие:
NH4OH NH3 + Н2О.
С учетом этого составьте молекулярное и ионно-молекулярные уравнения реакции комплексообразования между реагентами Ni(ОН)2 и NH3, в ионно-молекулярном уравнении укажите силу электролитов.
Изобразите структурную формулу образовавшегося комплексного соединения с указанием внутренней и внешних сфер, комплексообразователя и лиганда при условии, что координационное число в комплексе равно 6, укажите класс образовавшегося комплексного соединения.
В выводах отразите сущность реакции комплексообразования; укажите, почему в проведенном опыте эта реакция оказалась возможной и для каких практических целей может быть использована возможность образования комплексного основания в данных условиях.
- Содержание
- Тема 6. Жесткость воды и реакции солей жесткости в водных растворах
- Часть 2
- Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции и их использование
- Тема 8. Электрохимические системы и процессы (базовый материал)……81
- Часть 3
- Введение
- 1. Темы лабораторных работ
- Тема 1. Химическая термодинамика (базовый материал)
- Тема 2. Скорость химических реакций и методы ее регулирования (базовый материал)
- Тема 3. Химическое равновесие (базовый материал)
- Тема 4. Гетерогенные химические системы и поверхностные явления в них (спецраздел с элементами уирс) (базовый материал)
- 5.1 Электролитическая диссоциация и водородный показатель среды (рН)
- 5.2 Реакции обмена в растворах электролитов, в том числе гидролиз
- 5.3 Представление о химическом анализе
- Тема 6. Жесткость воды и реакции солей жесткости в водных растворах (базовый материал)
- 2 Список рекомендуемой литературы
- Часть 2
- 1. Темы лабораторных работ
- Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции и их использование в химическом анализе (базовый материал)
- Тема 8 Электрохимические системы и процессы (базовый материал)
- Лабораторная работа № 8.3 Электролиз растворов электролитов
- 2. Список рекомендуемой литературы
- Часть 3
- 1. Темы и методики лабораторных работ
- Тема 9. Отличительные реакции углеводородов различных классов
- Описание опытов
- Лабораторная работа № 9. 1 Качественные реакции предельных и непредельных углеводородов
- Тема 10. Химические свойства и качественная идентификация гидроксипроизводных углеводородов
- 10.1 Кислотные свойства спиртов и фенолов
- 10.2 Основные свойства спиртов и фенолов
- 10.3 Реакции спиртов в качестве нуклеофилов
- 10.4 Нуклеофильное замещение он-группы спиртов
- 10.5 Окисление спиртов
- Лабораторная работа № 10. 1
- Тема 11. Химические свойства и качественная идентификация карбонильных соединений
- Лабораторная работа № 11.1
- Тема 12. Химические свойства и качественная идентификация карбоновых кислот
- 12.1 Электролитическая диссоциация
- 12.2 Декарбоксилирование карбоновых кислот
- 12.3 Реакции нуклеофильного замещения групп он в карбоксильной группе
- Лабораторная работа № 12.1
- Вопросы для защиты лабораторных работ и подготовки к экзамену по разделу "Химические свойства и типичные реакции органических соединений"
- Список рекомендуемой литературы
- 350072, Г. Краснодар, ул. Московская, 2, кор. А