30. Задачи агрохимического анализа почв. Особенности методов агрохимического анализа почв в различных почвенно-климатических зонах.
Значение любого сельскохозяйственного опыта состоит в том, что он позволяет выявить эффективность одного или нескольких приемов возделывания сельскохозяйственных культур в конкретных почвенно-климатических условиях. Любой опыт или метод предназначается для разрешения задачи практического или научного значения. Сельскохозяйственный опыт помогает решить ряд вопросов, связанных с обработкой почвы, использованием минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов, пестицидов, испытанием новых сортов сельскохозяйственных культур и т. д. Полевые, вегетационные, лизиметрические опыты в агрохимии позволяют оценить плодородие почв, эффективность удобрений, вынос урожаем элементов питания и коэффициенты использования их, потери и в конечном итоге баланс элементов питания. Основные методы агрохимического исследования — полевой, вегетационный, лизиметрический и лабораторный. Первые три метода относятся к биологической группе, так как основным объектом изучения в них является- растение. Полевой сельскохозяйственный опыт — исследование, осуществляемое в полевой Обстановке на специально выделенном участке. Основной задачей полевого опыта является установление различий между вариантами опыта, количественная оценка действия факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай растений и его качество. Как бы ни были ценны наблюдения, результаты лабораторных, вегетационных и лизиметрических опытов, прежде чем сделать выводы из них и рекомендации для производства (если вообще такие могут быть предложены), они должны быть проверены в условиях сравнительного полевого опыта. Все это делает полевой опыт основным, важнейшим методом исследования в полеводстве, луговодстве, овощеводстве и плодоводстве. Полевой опыт связывает теоретические исследования в агрономии с сельскохозяйственной практикой. Результаты полевых опытов и обобщения практических наблюдений могут быть достаточно убедительным основанием для широкого внедрения новых средств повышения урожаев — агротехнических приемов, новых сортов, удобрений и др. Вегетационный эксперимент — исследование, осуществляемое в контролируемых условиях — вегетационных домиках, теплицах, оранжереях, климатических камерах и других сооружениях с целью установления различий между вариантами опыта и количественной оценки действия и взаимодействия изучаемых факторов на урожай растений и его качество. Обязательным требованием к вегетационному опыту является наличие опытного растения. Сущность вегетационного метода исследования состоит в том, что растения выращивают в вегетационных сосудах, в искусственной, но агрономически обоснованной обстановке, регулируемой экспериментатором. Для вегетационных опытов применяют самые разнообразные сосуды — стеклянные, глиняные, из пластических и других материалов. В качестве субстрата для выращивания растений используют почву, песок или воду. Вовремя опыта сосуды с растениями помещают в специально построенные вегетационные домики, теплицы или лаборатории искусственного климата. Это делают для того, чтобы защитить растения от неизучаемых или неблагоприятных факторов и выявить значение того или иного фактора жизни в возможно более «чистом» биде, сделать расчлененный анализ, который нельзя провести в природе. Лизиметрический сельскохозяйственный эксперимент — исследование жизни растений и динамики почвенных процессов в специальных лизиметрах, позволяющих учитывать передвижение и баланс влаги и питательных веществ в естественных условиях. Лизиметрический метод отличается от вегетационного тем, что исследование жизни растений и свойств почвы проводят в поле, в специальных лизиметрах, где почва отгорожена со всех сторон (с боков и снизу) от окружающей почвы и подпочвы. Основное условие, определяющее конструкцию лизиметра,— приспособления, позволяющие изучать просачивание воды и растворенных в ней веществ. Лабораторный эксперимент — исследование, осуществляемое в лабораторной обстановке с целью установления действия и взаимодействия факторов на изучаемые объекты. Проводят лабораторные опыты как в обычных (комнатных), так и в искусственных строго регулируемых условиях — в термостатах, боксах и климатических камерах, позволяющих строго регулировать свет, температуру, влажность воздуха и другие факторы. Без лабораторных анализов полевые, вегетационные и лизиметрические опыты считаются незаконченными, так как не вскрывают суть процессов, происходящих в почве и растении, влияющих на урожайность и качество продукции.
6. Определение валового содержания полуторных окислов. Полуторные окислы Al2O3 и Fe2O3 по количеств. содержанию в почве занимают второе место после SiO2, т.к. алюмосиликаты, феррисиликаты и алюмоферрисиликаты являются наиболее растпростр. соединениями кремния в земной коре. Определение суммы полут.окислов позволяет установить распределение R2O3 по почвен. профилю и тем выявить направление почвообраз.процесса, а также получить данные о содержании Al2O3, если содержание этого окисли определяют по разности. Выделение полут.окислов из раствора м/произвести двумя способами: аммиачный и ацетатный. Аммиачный метод применяют в случае бескарбонатных почв, т.е. когда содержание R2O3 больше содержания Са и Mg. В карбонатных почвах и известняках, а также в марганцовожелезистых образованиях с содеражнием MnO выше 1% выделение Fe и Al из раствора проводят ацетатным методом.
Аммиачный метод: Взаимодействие Fe и Al с раствором аммиака ведет к выделению из р-ра гидроокисей Fe и Al. В осадок выпадает также фосфорн.кисл. Осаждение происходит при рН=3-5. В этих условиях вместе с гидроокисями Fe и Al осаждаются гидроокись Ti и др. элем. Ход анализа: Берут 50-100 мл фильтарата от кремниевой кислоты помещ. в хим.стакан. Нейтрал-ют большую часть кислоты 25%-ым р-ром NH4OH. Слабокислый р-р нагревают до кипения, снимают с огня, прибавляют 2-3 капли индик. метилового красного. Осаждают полут.окислы 10% р-ром NH4OH полностью, его приливают пока окраска не перейдет из красной- в желтую. Отстоявшийся до полной прозрачности горячий р-р фильтруют. Осадок на дне декантацией переносят на фильтр горячим 2% р-ром NH4NO3(слабощелочн.реакции). Продолжают промывание осадка на фильтре горячей промывной жид-тью (до отсутствия Cl- в пробе фильтрата). Далее переосаждают осадок, чтобы очистить его от примесей. Для этого осадок вместе с фильтром переносят в стакан, приливают 5-10 мл HCl и растворяют в ней осадок. Прибавляют 50-100 мл дистил. воды, нейтрал-ют крепким аммиаком до слабокислой реакции. Р-р нагревают, и проводят вторичное осаждение гидроокисей разбавленным 10% р-ром NH4OH. Отстоявшийся р-р фильтруют. Все частички осадка тщат. переносят на фильтр. Промывают фильтр горячим 2% NH4NO3 (до отсутствия Cl-). Фильтраты от первого и второго осаждения соединяют, перемешивают и выпаривают в стакане до объема 150-200 мл для последующего определения Са. Промытый и высушенный осадок R(OH)3 помещают в тигель и ставят в холодную муфельную печь. Прокаливание ведут до постоянного веса при 900-1100 град. Кроме полуторных окислов, осадок содержит Ti и Р, и др. элем. Состав этого осадка лбычно изображают: R2O3+TiO2+P2O5.
Ацетатный метод: Ацетат Na образует с солями Fe растворимые комплексные соли вишнево-красного цвета. При разбавлении водой комплексная соль гидролизуется с выделением красно-бурого осадка основного ацетата натрия. Вместе с Fe выделяется Al, кот. дает белый аморфный осадок основной соли. Выделяющаяся уксусная кисл. образует с ацетатом Na буферную смесь с опред. концентрацией Н+, что позволяет в силу гидролиза полностью выделить Fe и Al из р-ра и отделить от др.компонентов. растворяя осадок в соляной кисл., вторично осаждают полут.окислы аммиаком, и после прокаливания определ. содер. R2O3 в р-ре. Ацетатным методом пользуются для выделения полут. окислов когда в р-ре много Са и мало Fe и Al (известяки и жесткие грунтовые воды). Ход анализа: Берут пипеткой из мерной колбы 50 мл фильтрата от кремниевой кислоты, выпаривают почти досуха, чтобы удалить избыток HCl. Выпарившиеся при выпаривании соли растворяют в небольшом кол-ве воды. Нейтрализуют оставшуюся кислоту р-ром соды до появления мути от карбонатов. Прибавляют 15-20 мл 10 % CH3COOH или CH3COONH4, перемешивают. Приливают 75-80 мл гор. дистил воды, кипятят 30-40 мин. По окончании кипения – нагрев прекращают. Как только осадок соберется на дне, быстро фильтруют.Промывают осадок горячим 1% р-ром ацетата Na до отсутствия Cl-. Воронку с осадком переносят под др. стакан и растворяют осадок в горячей 10% HCl. Далее проводят осаждение и определяют R2O3 аммиачным методом.
- 4. Подготовка почв к анализам.
- 21. Спектрофотометрические методы исследования. Цели и задачи. Спектрофотометрия.
- 22. Ионометрические методы анализа. Иономеры.
- 29. Анализ растений в целях диагностики минерального питания и установления потребности их в удобрении.
- 31. Виды кислотности и методы их определения.
- 63. Составление и оформление агрохимических картограмм и паспортов полей хозяйства.
- 2. Основные статистические показатели, применяемые при изучении свойств почв и почвенных процессов.
- 49. Техника закладки и проведения полевого опыта с удобрениями. Наблюдения и учеты в период вегетации.
- 50. Методика учета урожая в полевом опыте и математическая обработка результатов. Постановка опытов с различными культурами в зависимости от условий возделывания.
- 48. Методика полевого опыта. Величина, форма и методы расположения делянок. Повторность и ее значение.
- 44. Экологические регламенты применения удобрений.
- 19. Основная цель и задачи почвенно-химического мониторинга. Источники загрязнения почв. Показатели глобального и локального химического мониторинга.
- 20. Цели и задачи почвенно-химического мониторинга. Фоновое содержание и пдк основных загрязнителей. Методы диагностики загрязнения почв.
- 64. Использование агрохимических карт при расчете потребностей хозяйства в удобрениях.
- 17. Значение хроматографии. Классификация и назначение методик хроматографического анализа. Основные направления использования хроматографии в почвенных исследованиях.
- 13. Биохимический состав растительных остатков. Элементный анализ органического в-ва. Расчет степени окисленности и атомных отношений.
- 25. Роль фосфора и метод его определения в растениях.
- 26. Роль калия и метод его определения в растениях.
- 1. Необходимость использования вариационных методов статистики при исследовании.
- 15. Методы изучения минерализации и гумификации растительных остатков и трансформации гумуса. Коэффициенты минерализации и гумификации. Баланс гумуса и методы его изучения.
- 18. Методика изучения биологического круговорота химических элементов в почве. Принцыпы построения баланса биологического круговорота в-в в агроценозах.
- 8. Использование данных элементного анализа почв для интерпретации результатов почвенных исследований.
- 62. Лабораторные агрохимические исследования.
- 30. Задачи агрохимического анализа почв. Особенности методов агрохимического анализа почв в различных почвенно-климатических зонах.
- 10. Определение содержания обменных катионов в почве
- 41. Торфообразование, виды торфянников. Определение качества торфа