8. Застудневание (желатинирование). Возникновение связнодисперсных систем и их свойства
С тудни – системы полимер-растворитель, характеризующиеся большими обратимыми деформациями при практически полном отсутствии вязкого течения.
Для этих систем иногда применяют термин "гели", который в коллоидной химии обозначает скоагулированные золи. И хотя исторически термин "гель" впервые появился при исследовании именно полимерной системы (водного раствора желатина), после размежевания коллоидной химии и химии полимеров в последней чаще используют термин "студни".
Студень – гомогенная система, состоящая из ВМС и растворителя. При образовании студней между макромолекулами полимера возникают молекулярные силы сцепления, приводящие к образованию пространственного сетчатого каркаса, ячейки которого заполнены жидким раствором или растворителем (рис.62)
Рис. 62. Схемы строения пространственной сетки геля:
а – из сферических частиц; б – из удлиненных частиц
Студни преимущественно образуются высокополимерами с гибкими макромолекулами. Благодаря гибкости пространственной сетки студень при высушивании легко деформируется, сжимается, так что можно высушиванием получить совершенно сухой полимер, который сохраняет эластичность. Он снова способен набухать в подходящем растворителе. Процесс обратим, и может быть повторен неоднократно.
Студни в клетках – внешние слои цитоплазмы, а в организме – мозг, кожа, хрящи, глазное яблоко.
В отличие от студней, гели — это двухфазные гетерогенные системы, образованные из высокополимеров с жесткими макромолекулами или из лиофобных золей. Благодаря жесткости частиц и всего каркаса геля его объем при высушивании сокращается сравнительно немного. По мере удаления растворителя макромолекулы сближаются, но до известного предела из-за большой жесткости. Постепенно растворитель в ячейках заменяется воздухом, после чего остается пористая масса, которая пронизана тончайшими капиллярами и полостями, заполненными воздухом — твердая пена. После высушивания гели теряют способность вновь образовывать растворы, т.е. являются необратимыми системами. К гелям относятся различные пористые и ионообменные адсорбенты (силикагель), ультрафильтры, искусственные мембраны.
Явление застудневания родственно коагуляции, и все факторы, обусловливающие коагуляцию, точно так же действуют и при застудневании. От обычной коагуляции он отличается тем, что здесь не образуется осадка частиц коллоида, а вся масса коллоида, связывая растворитель, переходит в своеобразное полужидкое состояние, приобретая при этом некоторые свойства твердых тел.
Существенное значение для застудневания или гелеобразования имеет природа вещества, как гидрофобных золей, так и растворов полимеров. Не все гидрофобные золи могут переходить в гели; так, например, золи благородных металлов (золота, платины, серебра) не способны застудневать, что объясняется своеобразным строением этих коллоидных частиц и низкой концентрацией их золей. При застудневании разделения на фазы не происходит, так как растворитель вместе с дисперсной фазой составляет одно целое – гель или студень (рис. 63).
Рис. 63. Схема объединения частиц различной формы при желатинировании
Для каждого полимера существует точка гелеобразования, которая соответствует определенному пороговому значению концентрации раствора данного полимера, ниже которого раствор не переходит в гель. Так, для водного раствора агар-агара (полисахарид) при комнатной температуре она равна 1,2%, а для желатина (белок) – 0,5%.
Большое влияние на процесс застудневания в водных растворах белков имеет рН растворов. Чем ближе к ИЭТ (pI), тем легче идет структурообразование в растворе биополимера, так как в макромолекулах белков находятся противоположно заряженные группы, взаимодействующие с такими же группами других макромолекул. Это облегчает образование межмолекулярных связей.
Как и при коагуляции, различные электролиты по-разному влияют на процесс застудневания. Это влияние оценивают, измеряя время, прошедшее с момента прибавления электролита к раствору до его застудневания. Преимущественное влияние на застудневание имеют анионы, тогда как катионы независимо от заряда почти не влияют на этот процесс. Раствор глютина той же концентрации без электролитов застудневает в течение 50 мин. Некоторые анионы задерживают застудневание, а другие ускоряют его. Действие анионов, замедляющих желатинирование, проявляется тем сильнее, чем выше их концентрация.
Электролиты способствуют частичной дегидратации макромолекул, причем анионы более активны, чем катионы, они связывают воду лучше, чем полярные группы полимера. «Оголенные» участки полимера взаимодействуют между собой, что способствует образованию внутренней сетчатой структуры. Если на набухание электролиты влияют по «прямому» лиотропному ряду, то на застудневание – по «обратному».
Повышение концентрации коллоидного раствора увеличивает количество столкновений частиц при броуновском движении, что способствует структурообразованию и ускоряет процесс застудневания.
Для застудневания целиком всего раствора нужна весьма значительная концентрация коллоида, так как он должен удержать весь наличный растворитель. В этом отношении вещества, способные давать студни, сильно различаются. Так, желатин дает студень при концентрации 1-1,5 %, глютин трудно застудневает в 5 %-ном растворе, раствор агар-агара с содержанием только 0,25 % уже дает твердый студень.
Существенное влияние на застудневание оказывает температура. Совершенно твердый при комнатной температуре 10%-ный желатиновый студень при нагревании в теплой (40—50 °С) воде быстро разжижается и переходит в раствор.
Процесс застудневания не совершается мгновенно при достижении определенной температуры, требуется более или менее продолжительное время, необходимое для перегруппировки составных частей в вязкой системе. Это постепенное застудневание носит название созревания. Оно продолжается и после образования студня и выражается в приобретении им большей механической прочности.
Многие гели и студни, например, желатин, агар-агар, гидрат окиси железа и др., под влиянием механических воздействий при перемешивании, встряхивании способны разжижаться, переходить в золи или растворы полимеров, а затем, при хранении в покое, опять застудневать. Подобное превращение может происходить несколько раз, оно протекает изотермически и называется тиксотропией.
Тиксотропия – одно из доказательств того, что структурообразование в студнях и гелях происходит за счет в основном сил Ван-дер-Ваальса, которые сравнительно легко разрушаются. Полная изотермическая обратимость перехода геля в золь (студень раствор) – это то, что отличает тиксотропию от процессов застудневания и плавления, которые идут неизотермично, т.е. только при изменении температуры.
В живых системах тиксотропия наблюдается при сотрясении мозга и последующем его восстановлении.
При хранении гелей и студней, в системах происходят изменения, связанные с агрегацией частиц, В результате каркас студня постепенно сжимается в более плотную массу и отслаивается подвижная жидкая фаза. На поверхности студней вначале появляются отдельные капли жидкости, которые со временем превращаются в сплошную массу; сам же студень сокращается в объеме и становится менее эластичным. Такой процесс самопроизвольного расслаивания студней получил название синерзиса.
Для гелей синерзис – процесс необратимый, для студней повышением температуры можно приостановить синерзис и вернуть студень в исходное состояние.
Таким образом, синерезис – необратимый процесс старения геля, сопровождаемый упорядочением структуры с сохранением первоначальной формы, сжатием сетки и выделением из нее растворителя (рис.64).
Э тот процесс наблюдается при продолжительном стоянии геля и объясняется медленным «углублением» его структурирования, которое началось еще при гелеобразовании в свободнодисперсной системе, содержащей полимер. При этом происходит стягивание молекул полимера, цепи его становятся жесткими, вследствие чего выделяется плотное тело, копирующее форму сосуда, в котором находится гель, и окруженное разбавленным раствором полимера. Электролиты, способствующие набуханию, уменьшают синерезис. Ускорению процесса синерезиса способствуют низкие температуры и отсутствие механических вибраций.
Рис. 64.Синерезис
Синерезис имеет практическое значение. Это явление происходит, например, при выделении сыворотки из кровяного сгустка, образовавшегося при свертывании крови, или молочной сыворотки из скисшего молока. Расслоение вискозы, черствение хлеба, разжижение киселя, крахмального клейстера, кондитерских изделий (мармелада, желе, джема) – все это примеры синерзиса.
Существует определенная связь синерезиса с проблемой старения. Ткани молодого организма эластичны, содержат больше воды, а с возрастом эластичность и содержание воды в них уменьшаются.
Упругие и эластичные свойства студней проявляются при сокращении мышц для совершения механической работы.
Гели и студни используют в медико-биологических исследованиях для проведения химических реакций, электрофореза, иммуноэлектрофореза. Химические реакции в гелях протекают с небольшой скоростью, причем при образовании нерастворимых солей, такие реакции имеют периодический характер, отложение осадков происходит слоями в виде концентрических колец (кольца Лизеганга), разделенных прозрачными прослойками. Поэтому камни, образующиеся в почках и желном пузыре, имеют также слоистый узор (рис.65).
а) б)
Рис. 65.Осадки в геле (а), камнях (б)
- 060101 65 – Лечебное дело, 060103 65 – Педиатрия, 060105 65 – Стоматология, 060104 65 – Медико-профилактическое дело
- Тема 1. Поверхностные явления 12
- Предисловие
- Введение
- Тема 1. Поверхностные явления
- 1. Свободная поверхностная энергия, поверхностное натяжение
- 2. Смачивание, адгезия, когезия
- 3. Сорбция и ее виды
- Абсорбция
- Адсорбция на подвижной поверхности раздела фаз
- Адсорбция пав в системе воздух-вода
- Адсорбция на неподвижной поверхности раздела фаз
- Молекулярная (неэлектролитов) адсорбция из растворов.
- Адсорбция ионов из растворов
- Ионообменная адсорбция
- Основные физико-химические характеристики ионитов
- 4. Хроматография
- 5. Биологические поверхностно-активные вещества
- 6. Медико-биологическое значение адсорбции
- Типы сорбентов, использующихся для удаления различных веществ
- Основные области применения энтеросорбентов
- Тема 2. Дисперсные системы
- 1. Классификация дисперсных систем
- Свободно- и связнодисперсные системы
- Лиофобные и лиофильные дисперсные системы
- Классификация дс по агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсионной среды
- 2. Методы получения и очистки дисперсных систем
- Методы очистки дисперсных систем
- 3. Лиофобные коллоидные растворы
- Строение мицелл в лиофобных коллоидных растворах
- Устойчивость лиофобных коллоидных растворов
- Кинетика коагуляции
- Механизм коагуляции
- Пептизация или физико-химическое диспергирование
- Коллоидная защита и флокуляция
- 4. Лиофильные коллоидные растворы
- Истинный раствор ((;(( коллоидный раствор.
- Зависимость области применения пав от значения глб
- Свойства лиофильных коллоидных растворов пав и вмс
- Ослабление высаливающего действия
- Солюбилизация
- 5. Микрогетерогенные дисперсные системы
- Аэрозоли и их свойства
- Порошки и их свойства
- Суспензии и их свойства
- Эмульсии и их свойства
- Пены и их свойства
- Тема 3. Свойства вмс и их растворов
- Классификация вмс
- Полимерные полиэлектролиты и их свойства
- Свойства растворов вмс, общие с истинными растворами:
- Кислотно-основные свойства белков
- Значения pI белков живого организма
- Окислительно-восстановительные свойства белков
- Комплексообразующие свойства белков
- Поверхностные свойства белков
- 3. Набухание и растворение вмс
- 4. Вязкость растворов вмс
- 5. Осмотические свойства растворов вмс
- 6. Мембранное равновесие Доннана
- 7. Устойчивость и разрушение растворов вмс
- 8. Застудневание (желатинирование). Возникновение связнодисперсных систем и их свойства
- Обучающие тесты
- Обучающие задачи
- Учебно-исследовательские лабораторные работы
- Тема I. Поверхностные явления
- Тема: Адсорбция уксусной кислоты на активированном угле. Качественные опыты по адсорбции и хроматографии
- Тема: Определение обменной емкости ионита
- Тема: Изотерма поверхностного натяжения и адсорбции изоамилового спирта на твердом адсорбенте
- Учебно-исследовательская лабораторная работа № 4 Тема: Изучение адсорбции пав на твердом адсорбенте из водных растворов
- Тема II. Дисперсные системы
- Тема: Получение и свойства лиофобных коллоидных растворов
- Конденсационный метод получения золей (химическая конденсация)
- II. Дисперсионный метод получения золей.
- Тема: Устойчивость и коагуляция лиофобных коллоидных растворов. Коллоидная защита
- Тема: Получение и свойства эмульсий
- Тема III. Растворы вмс
- Учебно-исследовательская лабораторная работа №8
- Тема: Вискозиметрическое определение молекулярной
- Массы полимера
- Тема: Набухание вмс
- Тестовые задания, задачи, упражнения для самостоятельного решения
- Тема 1. Поверхностные явления
- Тема II. Дисперсные системы
- Тема III. Растворы вмс
- Тестовый контроль по теме: «Поверхностные явления».
- Тестовый контроль по теме: «Лиофобные коллоидные растворы»
- Тестовый контроль по теме: «Свойства вмс и их растворов».
- Темы реферативных докладов для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов
- Список использованной литературы
- Приложение
- 1. Основные единицы измерения физических величин
- 2. Основные физические постоянные
- 3. Метрическая система мер
- 4. Множители и приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц и их обозначения
- 5. Плотность пав в жидком состоянии
- 6. Зависимость поверхностного натяжения воды от температуры
- 7. Поверхностное натяжение жидкостей при 293 k
- Зависимость адсорбции газов на древесном угле от
- 9. Золотые числа
- 10. Критические концентрации мицеллообразования для некоторых мыл
- 11. Значения констант в уравнении Марка-Хаувинка и омм полимеров