logo search
Коллоидная химия

Тема: Получение и свойства эмульсий

Цель работы: Научиться экспериментально получать эмульсии, определять тип эмульсий, изучить их некоторые свойства.

Опыт № 1. Получение эмульсии без эмульгатора и с эмульгатором

Оборудование и реактивы: пробирки мерные на 10 мл; пробирки на 20 мл, стеклянные капилляры; стеклянные палочки, краситель судан III; 2% раствор олеата натрия (С17Н33СООNa); оливковое масло.

Порядок выполнения работы:

  1. В две пробирки налейте по 5 мл масла, окрашенного красителем суданом III в ярко-красный цвет.

  2. В первую пробирку добавьте 5 мл дистиллированной воды.

  3. Во вторую – 5 мл 2%-ного водного раствора олеата натрия.

  4. Пробирки плотно закройте пробками и интенсивно встряхивайте до получения эмульсии (2-3 мин.).

Что наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Таблица

пробирки

Вещества

Наблюдение

Вывод

I

масло–вода

II

масло–олеат натрия

Сделайте соответствующие выводы: каким методом получены эмульсии? Что является признаком устойчивой эмульсии? Какова причина различной устойчивости полученных эмульсий? Чем объясняется стабилизирующее действие эмульгатора?

Опыт № 2. Установление типа эмульсии методом смешивания

Оборудование и реактивы: предметные стекла; стеклянные капилляры; стеклянные палочки.

Порядок выполнения работы:

На два предметных стекла нанесите стеклянной палочкой по капле эмульсии, полученной в присутствии стабилизатора.

Рядом с ними нанесите на одно стекло – каплю воды, на другое – каплю масла.

Наклоняя стекло, приведите капли в соприкосновение и наблюдайте, сольются ли обе капли в одну.

С какой жидкостью смешивается капля эмульсии?

Какая жидкость: полярная или неполярная, является дисперсионной средой эмульсии?

В выводе укажите тип исследуемой эмульсии.

Опыт № 3. Определение типа эмульсии

Оборудование и реактивы: предметные стекла (чистые, обезжиренные) предметные стекла, покрытые парафином, стеклянные палочки, пробирки, фильтровальная бумага, метиленовый синий.

Порядок выполнения работы:

. Нанесите одну каплю эмульсии, полученную в присутствии стабилизатора, на предварительно обезжиренную поверхность предметного стекла. Другую каплю эмульсии нанесите на предметное стекло, покрытое ровным слоем парафина. Отрыв капли необходимо осуществлять легким прикосновением нижнего края капли к поверхности стекла.

На какой поверхности – стекла или парафина – капля растекается, а на какой сохраняет сферическую форму? Зарисуйте вид капель сбоку на стекле и парафине.

Какая жидкость: полярная или – неполярная является дисперсионной средой эмульсии?

. На фильтровальную бумагу нанесите по капле эмульсий, полученных в первом опыте.

Что наблюдаете?

Если средой является вода, то капля сразу всасывается бумагой, на которой остается жирное пятно. Капли эмульсии в/м не всасываются.

. Эмульсии, полученные в первом опыте, налейте в две пробирки и добавьте несколько капель красителя метиленового синего, растворимого в воде.

Что наблюдаете? Произошло ли окрашивание эмульсий?

Эмульсия м/в окрашивается в синий цвет, эмульсия в/м – не окрашивается.

В выводе укажите тип исследуемых эмульсий.

Опыт 4. Разрушение эмульсии растворами электролитов NaCl, MgCl2, AlCl3

Оборудование и реактивы: пробирки мерные на 10 мл; пробирки на 20 мл, стеклянные капилляры, 1М раствор NaCl; 1М раствор MgCl2; 1М раствор AlCl3.

Порядок выполнения работы:

Оставшуюся эмульсию, полученную в первом опыте, разлейте в 4 пробирки поровну. Одну из них оставьте для следующего опыта, а в три – добавьте в каждую по каплям 1М растворы: в первую пробирку – раствор NaCl, во вторую – раствор MgCl2, в третью пробирку – раствор AlCl3.

Определите число капель каждого раствора, необходимое для разрушения эмульсии и результаты наблюдения занесите в таблицу.

Таблица

пробирки

Количество эмульсии, мл

Добавленный электролит 1М раствор

Количество капель,

вызывающее разрушение эмульсии

1

2

NaCl

2

2

MgCl2

3

2

AlCl3

4. По какому признаку можно судить о разрушении эмульсии?

Как объяснить разрушение эмульсии в присутствии электролитов и различное число капель растворов электролитов, пошедшее на разрушение?

Сделайте соответствующие выводы.

Опыт № 5. Обращение фаз эмульсий

Оборудование и реактивы: микроскоп, предметные стекла, пробирки мерные на 10 мл; пробирки на 20 мл; стеклянные капилляры; стеклянные палочки, 30% раствор MgCl2.

Порядок выполнения работы:

  1. На предметное стекло нанесите 1 каплю эмульсии и с помощью микроскопа определите тип эмульсии (по окрашиванию дисперсионной среды и дисперсной фазы).

  2. Затем к 2 мл исследуемой эмульсии, стабилизированной олеатом натрия, добавьте при встряхивании 1-2 капли 30%-ного раствора MgCl2.

  3. Тщательно встряхивайте до образования устойчивой эмульсии. Каплю полученной эмульсии нанести на предметное стекло, и с помощью микроскопа определить ее тип (по окрашиванию дисперсионной среды и дисперсной фазы).

  4. Дайте объяснение наблюдаемым явлениям, сделайте вывод.