1.1.Требования к качеству дизельных топлив
В соответствии с экологическими требованиями установленными «Всемирной Топливной Хартией», выделяют 4 категории качества для автомобильных топлив [3].
Категория 1 - рынки, на которых отсутствуют или минимальны требования к контролю характеристик выхлопных газов;
Категория 2 - рынки со строгими требованиями к контролю характеристик выхлопных газов (Евро-1, Евро-2 или эквивалентные им требования);
Категория 3 - рынки с повышенными требованиями к контролю характеристик выхлопных газов (требования Евро-3, Евро-4; USCaliforniaLEVили эквивалентные им);
Категория 4 - рынки с высочайшими требованиями к контролю характеристик выхлопных газов, с контролем NOxи размера частиц на входе в системы очистки выхлопных газов (требования Евро-4, Евро-5;USCaliforniaLEV-II,USEPATier2 и эквивалентные им).
Таблица 1- Требования «Всемирной Топливной Хартии» к качеству дизельных топлив
Показатель | Категория качества | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
мин. | макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | |
Цетановое число | 48 | - | 53 | - | 55 | - | 55 | - |
Цетановый индекс | 45 | - | 50 | - | 52 | - | 52 | - |
Плотность при 15˚С, кг/м3 | 820 | 860 | 820 | 850 | 820 | 840 | 820 | 840 |
Кинематическая вязкость при 40˚С, мм2/с | 2.0 | 4.5 | 2.0 | 4.0 | 2.0 | 4.0 | 2.0 | 4.0 |
Содержание серы, мг/кг(ppm) | - | 3000 | - | 300 | - | 30 | - | 5-10 |
Общее содержание аренов, % масс. | - | - | - | 25 | - | 15 | - | 15 |
Содержание полициклоаренов, % масс. | - | - | - | 5 | - | 2.0 | - | 2.0 |
Фракционный состав, ˚С т.выкипания 90% об. т.выкипания 95%. об конец кипения |
| |||||||
- | - | - | 340 | - | 320 | - | 320 | |
- | 370 | - | 355 | - | 340 | - | 340 | |
|
| - | 365 | - | 350 | - | 350 |
Основными требованиями, предъявляемыми к качеству дизельных топлив,являются снижение содержания серы и ароматических углеводородов, особенно полициклоаренов. Эта тенденция прослеживается во всех международных спецификациях на дизельное топливо (таблица 2) [4]. В европейском стандартеEN590, в стандартах Австралии, Японии установлены ограничения по содержанию лишь полициклоаренов. В США и Швеции нормируется также общее содержание ароматических углеводородов. В России по ГОСТ 305 для летнего дизельного топлива не нормируется ни общее содержание аренов, ни содержание полициклоаренов. Только для экологически чистых дизельных топлив - летнего (ДЛЭЧ-В) и зимнего (ДЗЭЧ-В) общее содержание ароматических углеводородов должно быть не более 20 и 10% масс. соответственно.
Таблица 2 - Требования различных стран мира к содержанию аренов и серы в дизельных топливах *Евро-4; **Евро-5
Содержание | EN-590 | Швеция Класс 1 | США (Калифорния) с 2006г. | Австралия | Япония | Россия (ГОСТ 305) | |||||||||
Евро-3
| Евро-4
| Евро-5 | |||||||||||||
Аренов, % масс. | Не нормируется | 5 | 10 | Не нормируется | |||||||||||
Полициклоаренов, % масс. | 11 | 11 | 2 | 0,02 | 1,4 | 3,5 | 11 | Не нормируется | |||||||
Серы, мг/кг | 350 | 50*; 10* | 10 | 1 | 15 | 500 | 50 | 2000 |
Таким образом, российские экологические требования к качеству дизельныхтоплив значительно отстают от западных.
Ужесточение экологических требований по допустимому содержанию в дизельных топливах не только серы, но и ароматических углеводородов, в особенности полициклоаренов обусловлено рядом причин.
Во-первых, при снижении содержания полициклоаренов в дизельных топливах уменьшается кацерогенность опасность отработавших газов.
Во-вторых, повышение содержания аренов приводит при сгорании дизельного топлива к усиленному образованию оксида углерода и сажи. Так, при повышении содержания аренов с 15 до 27% масс. содержание сажи в отработавших газах увеличивается в 5 раз [2].
Но самое главное, повышение содержания аренов приводит к резкому снижению цетанового числа дизельных топлив, к износу его деталей, к увеличению концентрации NOxи СО в отработавших газах.
Как следует из таблицы 1, в соответствии с требованиями «Всемирной Топливной Хартии» дизельные топлива 3-й и 4-й категории качества (Евро-3, Евро-5) должны иметь цетановое число не менее 55. Еще более жесткие требования к дизельным топливам предъявляются с 2003 г. Европейской Ассоциацией Автомобилестроителей: минимальное цетановое число-58 , цетановый индекс- не менее 54, общее содержание аренов – не более 10% масс.[2].
Проблема по обеспечению требований по цетановому числу и смазывающим свойствам является наиболее острой для производства высококачественных дизельных топлив. Но эти требования противоречивы, так как, цетаноповышающие присадки значительно ухудшают смазывающие свойства дизельных топлив .
Цетаноповышающие присадки (2-этилгекссилнитрат, циклогексилнитрат ) при концентрации 500-2000 мг/кг повышают цетановое число на 3-7 единиц . Однако при этом эффективная концентрация противоизносной присадки может возрасти в несколько раз. Кроме того добавление противоизносных и цетаноповышающих присадок снижает окислительную стабильность дизельных топлив приблизительно в 1,5 раза [2].
Таким образом, для обеспечения легкой самовоспламеняемости дизельных топлив они должны характеризоваться высоким цетановым индексом, который рассчитывается до введения присадок.
Цетановые числа полициклоалканов ненамного выше, чем соответствующих полициклоаренов. Этим обстоятельством, а также частичной изомеризацией углеводородов объясняются прогнозируемые трудности повышения цетанового числа дизельных топлив.
Высокие цетановые числа дизельных топлив особенно важны для специальной техники МЧС, т.к. при движении к месту пожара и боевом развертывании к двигателю предъявляются жесткие требования форсирования рабочего процесса по мощности [2].
Жесткие требования по содержанию серы в дизельном топливе (Евро-4, Евро-5) обусловлены прежде всего тем, что образующиеся при сгорании топлива оксиды серы блокируют рабочую поверхность каталитических нейтрализаторов отработавших газов. Снижение содержания серы в дизельном топливе с 49 до 6 мг/кг приводит к повышению конверсии NOxпочти в 2 раза. Срок эффективного действия каталитической системы по очистке отработавших газов должен соответствовать сроку службы автомобилей, т.е. обеспечивать пробег 25-300 тыс.км [4].
Снижение содержания серы в дизельном топливе с 0.9-1.25% до 0.18% приводит к снижению точки росы продуктов сгорания в двигателе с 90-130 ºС до 58 ºС. При высокой точке росы возможно образование серной кислоты, что приводит к коррозии. Но следует заметить, что износ деталей двигателя на топливе с Sобщ=0.9% в 2-4 раза больше, чем при использовании топлива сSобщ=0.18% [5] и значительно ухудшается термическая стабильность топлив при 150 ºС.
Но не смотря на все перечисленные плюсы, глубокое обессеривание дизельного топлива приводит к резкому снижению его термоокислительной стабильности. При снижении содержания серы с 0.2 до 0.03% поглощение кислорода при 120-140 ºС увеличивается в 65-70 раз, но при повышении содержания серы с 0.2 до 1.6% скорость окисления возрастает в 8-9 раз. При оптимальном Sобщ=0.2% в топливах образуется минимальное количество смол, осадков и кислых соединений [5].
Качество автомобильных топлив должно соответствовать состоянию автомобильного парка. В 2010 г. 74.2% от общего количества автомобилей с дизельными двигателями в России соответствует классу Евро-2 и ниже. Потребность в дизельных топливах Евро-3 и Евро-4 в России в 2008 г. составляла всего 1.5 и 0.25 млн.т. Существует проблема использования на устаревших автомобилях дизельных топлив Евро-3,4,5. Дизели с механической системой регулирования рабочего процесса и конструкция рассчитаны на цетановое число 45 ед. Применение дизельных топлив с цетановым числом 51 ед. приведет к изменению рабочего процесса и, как следствие, к снижению мощности и экономичности, повышению дымности, т.е. под высококачественные топлива требуется радикальная модернизация как дизельных двигателей, так и систем электронного регулирования.
В 2008 г. Основной объем выпуска дизельного топлива в России - 66.9% от общего объема составили топлива с содержанием серы 0.2%, а производство дизельного топлива S=0.5% даже повысилось по сравнению с 2007 г. С 3286 до 4687 тыс.т (или с 5.2 до 7.1% от общего объема) [6].
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.Аналитический обзор
- 1.1.Требования к качеству дизельных топлив
- 1.2. Методы очистки дизельного топлива от сераорганических соединений и аренов
- 1.2.1. Сернокислотные методы очистки дизельных топлив
- 1.2.2. Экстракционные методы очистки дизельных топлив
- 1.2.3. Адсорбционные методы очистки дизельных топлив
- 1.2.4. Окислительные методы обессеривания дизельных топлив
- 1.2.5. Гидрогенизационные процессы очистки дизельных топлив
- Основные условия проведения процесса
- Катализаторы используемые в процессе гидроочистки
- Недостатки процессов гидроочистки и гидрооблагораживания дизельных топлив
- Выводы по аналитическому обзору
- 2. Цель и задачи работы
- 3.Экспериментальная часть
- 3.1. Описание эксперимента очистки атмосферного газойля и газойля висбрекинга
- 3.1.1. Описание исходного сырья и материалов
- 3.1.2.Методика проведения многоступенчатой экстракции в системе делительных воронок
- 3.1.3. Методы измерения серы и ароматических углеводородов
- 3.1.4. Результаты экспериментального исследования
- 3.2 Комбинированный процесс экстракции-гидроочистки дизельных топлив
- 3.3 Расчет колонны регенерации растворителя n-метилпирролидона после пятиступенчатой экстракционной очистки атмосферного газойля в соотношении 0.9:1 при температуре 60 ºС
- Заключение и выводы
- Список использованных источников.
- Приложение а
- 1. Затраты на сырье, материалы, реактивы, покупные изделия и полуфабрикаты
- 2. Затраты на энергоресурсы
- 3. Затраты на оплату труда с обязательными начислениями
- 5. Расчет суммы накладных расходов
- Приложение б Охрана труда и окружающей среды
- Приложение в Патентный поиск
- Приложение г . Стандартизация
- Приложение д