Катализаторы используемые в процессе гидроочистки
Катализаторы гидроочистки являются сложными композициями, и в их состав входят компоненты:
металлы VII группы: Ni, Co, Pt, Pd, иногда Fe.
окислы или сульфиды VI группы: Mo, W, иногда Cr
термостойкие носители с развитой удельной поверхностью, инертные или обладающие кислотными свойствами.
Ni, Co, Pt, Pd придают катализаторам гидрирующие-дегидрирующие свойства, но они не обладают устойчивостью по отношению к отравляющему действию контактных ядов и не могут быть использованы в отдельности в гидрогенизационных процессах.
Оксиды Mo и W являются n-полупроводниками (как и Ni, Co, Pt, Pd). Их каталитическая активность по отношению к реакциям окисления-восстановления обусловливается наличием на их поверхности свободных электронов. Однако Mo и W значительно уступают по гидрирующе-дегидрирующей активности Ni и Co.
Сульфиды же Mo и W являются р-полупроводниками (дырочными). Дырочная проводимость обусловливает протекание гетеролитических реакций, в частности, расщепление C-S, C-N, C-O связей в гетероорганических соединениях.
Поэтому все катализаторы предварительно сульфируют. Т.е. осернение катализаторов резко увеличивает их активность.
В промышленности для данного процесса широко применяются алюмокобальтмолибденовые (АКМ) или алюмоникельмолибденовые (АКН) катализаторы.
Мо является необходимым компонентом катализатора гидрообессеривания. Сочетания CoилиNiс молибденом более активны, чем сам молибден.
Поэтому введениеCoиNiв алюмомолибденовый катализатор рассматривается как промотирование. Они берутся в небольшом количестве.
Их назначение – сохранить основной гидрирующий компонент в активной мелкодисперсной фазе.
Промышленный алюбокобальтмолибденовый катализатор обладает весьма высокой избирательностью. Реакции разрыва связей С-С или насыщения ароматических колец в его присутствии практически не протекают. Он обладает высокой активностью в реакциях разрыва связей С-Sи высокой термической стойкостью, вследствие чего имеет длительный срок службы. Важным преимуществом этого катализатора является стойкость к потенциальным каталитическим ядам .
Алюмоникельмолибденовый катализатор менее активен в реакциях насыщения непредельных соединений , зато более активен в отношении насыщения ароматических углеводородов (10-15% по сравнению с АКМ) и гидрирования азотистых соединений (на 10-18% выше , чем с АКМ). Вместе с тем он быстро теряет свою первоначальную активность.
Алюмокобальтмолибденовй катализатор, предназначенный для процесса гидроочистки нефтепродуктов, используется в виде гранул неправильной цилиндрической формы: таблетки-гранулы обладают прочностью которая достаточна для эксплуатации в реакторах гидроочистки с насыпью катализатора в большом слое.
Таблица 3- Характеристика основных отечественных катализаторов, применяемых в процессе гидроочистки моторных топлив.
Показатели | Алюмокобальт-молибденовый (ТУ 38101194-72) | Алюмоникель-молибденовый (ТУ 38101193-72) | Алюмоникель-молибденовый катализатор на силикатном носителе (ТУ 101192-72) |
Насыпная масса, кг/м3 | 640-740 | 640-740 | 640-740 |
Удельная поверхность, не менее, м2/кг | 100 | 100 | 100 |
Содержание, % активных компонентов -закиси кобальта СоО, не менее -трехокиси молибдена MoO3, не менее -окиси никеляNiO, не менее -двуокиси кремнения SiO2 вредных примесей -окиси железа Fe2O3, не более -окиси натрия Na2O влаги, удаляемой при 650 ºС (ППК), не более пыли и крошки, не более |
4,0
12,0 - -
0,16
0,08
2,5 2,5 |
-
12,0 4,0 -
0,16
0,08
2,5 2,5 |
-
12,0 4,0 5.0-7.0
0,16
0,08
2,5 2,5 |
Индекс прочности на раскалывание гранул, кг/мм, не менее |
1,1 |
1,0 |
1,2 |
Относительная активность по обессериванию (AS), не менее |
95 |
95 |
95 |
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- 1.Аналитический обзор
- 1.1.Требования к качеству дизельных топлив
- 1.2. Методы очистки дизельного топлива от сераорганических соединений и аренов
- 1.2.1. Сернокислотные методы очистки дизельных топлив
- 1.2.2. Экстракционные методы очистки дизельных топлив
- 1.2.3. Адсорбционные методы очистки дизельных топлив
- 1.2.4. Окислительные методы обессеривания дизельных топлив
- 1.2.5. Гидрогенизационные процессы очистки дизельных топлив
- Основные условия проведения процесса
- Катализаторы используемые в процессе гидроочистки
- Недостатки процессов гидроочистки и гидрооблагораживания дизельных топлив
- Выводы по аналитическому обзору
- 2. Цель и задачи работы
- 3.Экспериментальная часть
- 3.1. Описание эксперимента очистки атмосферного газойля и газойля висбрекинга
- 3.1.1. Описание исходного сырья и материалов
- 3.1.2.Методика проведения многоступенчатой экстракции в системе делительных воронок
- 3.1.3. Методы измерения серы и ароматических углеводородов
- 3.1.4. Результаты экспериментального исследования
- 3.2 Комбинированный процесс экстракции-гидроочистки дизельных топлив
- 3.3 Расчет колонны регенерации растворителя n-метилпирролидона после пятиступенчатой экстракционной очистки атмосферного газойля в соотношении 0.9:1 при температуре 60 ºС
- Заключение и выводы
- Список использованных источников.
- Приложение а
- 1. Затраты на сырье, материалы, реактивы, покупные изделия и полуфабрикаты
- 2. Затраты на энергоресурсы
- 3. Затраты на оплату труда с обязательными начислениями
- 5. Расчет суммы накладных расходов
- Приложение б Охрана труда и окружающей среды
- Приложение в Патентный поиск
- Приложение г . Стандартизация
- Приложение д