Прямые потенциометрические методы.
В прямых потенциометрических методах источником информации для определения активности или концентрации ионов является числовое значение индикаторного электрода. Успешное потенциометрическое определение возможно только при правильном подборе индикаторного электрода, соответствующего целям исследования.
В качестве индикаторного электрода для потенциометрического определения рН можно использовать любой электрод, потенциал которого зависит от активности ионов водорода. Чаще всего для этих целей применяют стеклянный электрод, реже – водородный.
Измерение ЭДС проводят с помощью специальных приборов – универсальных ионометров.
Косвенные потенциометрические методы.
Чаще всего потенциометрические измерения используют для определения точки эквивалентности в титриметрическом анализе – потенциометрическое титрование. В ациди- или алкалиметрии в качестве индикаторного электрода применяют стеклянный электрод , т.к. его потенциал зависит от рН среды. В оксидиметрическом титровании применяют редокс – электрод. В осадительном и комплексиметрическом – ионоселективные электроды.
Для определения точки эквивалентности строят кривую титрования (рис.12) – график зависимости ЭДС измерительной цепи от объёма прилитого титранта.
Рис. 12. Определение точки эквивалентности в потенциометрическом титровании: а) по графику ; б) по графику
Затем проецируют точку перегиба кривой титрования на ось абсцисс (рис.12,а). Более точно искомое значение можно определить по графику изменения приращения потенциала на единицу, добавляемого объёма титранта ∆φ/ΔV в зависимости от общего объёма прилитого титранта (рис 12,б).
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Задача№1:
Рассчитать потенциал кадмиевого электрода, опущенного в водный раствор сульфата кадмия с активностью ионов кадмия 0,015, при температуре 30ºС.
Решение:
Электродная реакция может быть записана следующим образом:
Cd2+ +2ē → Cd
Количество электронов, участвующих в данной электродной реакции n = 2
Равновесный электродный потенциал рассчитываем по уравнению Нернста:
RT
φ = φº+ · ln(aCd2+),
zF
φ = -0,403+(8,314·303/2·96485)ln 0,015 = - 0,4578 B
Задание №1:
Рассчитайте потенциалы электродов при следующих условиях. Средние коэффициенты активности взять из справочника.
№№ | электрод | условия | №№ | электрод | условия |
1-1 | Cu2+/Cu | m=0,1, t = 35ºC | 1-6 | Ni2+/Ni | m=0,05, t = 30ºC |
1-2 | Cu2+/Cu | m=1, t = 30ºC | 1-7 | Cd2+/Cd | m=0,1, t =25ºC |
1-3 | Zn2+/Zn | m=0,01, t =20ºC | 1-8 | Cd2+/Cd | m= 1,t=32ºC |
1-4 | Zn2+/Zn | m=0,1, t =28ºC | 1-9 | Ag+/Ag | m=0,1, t =25ºC |
1-5 | Ni2+/Ni | m= 1, t =25ºC | 1-10 | Ag+/Ag | m=0,01, t = 30ºC |
Задача№2
Рассчитать ЭДС гальванического элемента, составленного из полуэлементов Zn2+/Zn и Cu2+/Cu при температуре 20ºС,если активности ионов цинка и меди равны 0,1 и 0,05 соответственно.
Решение.
Zn2++ 2ē → Zn φº Zn2+/Zn = -0,763В,
Cu2+ + 2ē → Cu φº Cu2+/Cu = 0,337В.
Уравнение окислительно-восстановительной реакции записывается следующим образом:
Cu2+ + Zn → Cu + Zn2+,
следовательно, ЭДС гальванического элемента может быть рассчитана на основе уравнения Нернста по формуле:
RT
Е =Еº + ln(aCu2+/aZn2+),
zF
Где Еº = φº Cu2+/Cu - φº Zn2+/Zn = 0,337 –(- 0,763) = 1,1В,
z = 2
Т = 293К
Е = 1,1 + (8,314·293/2·96500)ln(0,05/0,1) = 1,0913В
Задание №2
Рассчитайте ЭДС гальванического элемента при следующих условиях:
№№ | Электрод1 | а1 | Электрод2 | а2 | Т0С |
2-1 | Cu2+/Cu | 0,1 | Cd2+/Cd | 0,15 | 20 |
2-2 | Zn2+/Zn | 0,01 | Cu2+/Cu | 0,1 | 30 |
2-3 | Ni2+/Ni | 1 | Cu2+/Cu | 0,01 | 35 |
2-4 | Ag2+/Ag | 0,1 | Zn2+/Zn | 1 | 25 |
2-5 | Cu2+/Cu | 0,1 | Cu2+/Cu | 0,01 | 30 |
2-6 | Zn2+/Zn | 1 | Zn2+/Zn | 0,15 | 25 |
2-7 | Cd2+/Cd | 0,1 | Cd2+/Cd | 1 | 30 |
Задача №3:
Как должен быть составлен гальванический элемент, чтобы в нём протекала следующая химическая реакция:
2Ag + Hg2Cl2 = 2AgCl + 2Hg.
Чему равна стандартная ЭДС элемента?
Решение.
При работе гальванического элемента серебро окисляется, а ртуть восстанавливается:
Ag – ē → Ag+
Hg22+ + 2ē → 2Hg
Следовательно, хлорсеребряный электрод – отрицательный, а каломельный – положительный. Гальванический элемент можно записать следующим образом:
Ag/AgCl,KCl//KCl,Hg2Cl2/Hg.
Стандартные потенциалы электродных реакций:
φ0Ag+/Ag = 0,222B
φ0Hg22+/Hg = 0,268B.
Стандартная ЭДС гальванического элемента:
Е0 = 0,268 – 0,222 = 0,046В
Задание 3.
Составьте гальванический элемент, чтобы в нём протекали следующие реакции и рассчитайте его ЭДС в стандартных условиях.
№№ | реакция | №№ | реакция |
3-1 | Mn + NiCl2 →MnCl2 + Ni | 3-5 | CuCl2 + H2→ Cu + 2HCl |
3-2 | Pb + CuSO4 → PbSO4 + Cu | 3-6 | Zn +H2SO4→ ZnSO4 + H2 |
3-3 | Zn + CdSO4→ Cd + ZnSO4 | 3-7 | Cd + CuCl2→CdCl2 + Cu |
3-4 | Zn + CuSO4→ Cu + ZnSO4 | 3-8 | Cu+AgNO3→Cu(NO3)2+Ag |
Задача №4
Написать химическую реакцию, протекающую в данном гальваническом элементе в стандартных условиях:
Pt/H+,MnO4- ,Mn2+ //Co3+,Co2+ /Pt.
Решение:
В таблице стандартных потенциалов находим потенциалы электродных реакций:
MnO4- +8H+ + 5ē → Mn2+ +4H2O φ° = 1,51B,
Co3+ + ē → Co2+ φ° = 1,81B.
Следовательно на левом электроде будет происходить окисление Mn2+, а на правом – восстановление Co3+ .
Тогда протекающая в элементе реакция запишется следующим образом:
5 Co3+ + Mn2+ +4H2O = 5Co2+ +8H+ + MnO4-
Задание 4.
Написать химическую реакцию, протекающую в указанном гальваническом элементе и рассчитать его ЭДС в стандартных условиях.
№ | Гальванический элемент | № |
|
4-1 | Cd/CdSO4//H+/H2,Pt | 4-5 | Mn/MnSO4//CoCl2/Co |
4-2 | Pt,H2/HCl//CuCl2/Cu | 4-6 | Zn/ZnSO4//H+/H2,Pt |
4-3 | Zn/ZnSO4//KCl/AgCl/Ag | 4-7 | Ag/AgCl,HCl//CuSO4/Cu |
4-4 | Ni/NiCl2//AgNO3/Ag | 4-8 | Ni/NiSO4//HCl,AgCl/Ag |
Задача 5.
Рассчитать активность ионов кобальта, если при температуре 298К ЭДС гальванического элемента
Co/CoSO4//H+/H2,Pt
составляет 0,25В.
Решение:
В гальваническом элементе протекает реакция:
2H+ + Co → H2 +Co2+.
Кобальтовый электрод является отрицательным, а водородный – положительным. Тогда ЭДС гальванического элемента:
E = φ°+ - φ-
φ - = φ°+ - E
φ°+ = 0
φ- = -E
φ(Co2+/Co) = -E = -0,25B
RT
φ(Co2+/Co) = φ°(Co2+/Co) + ln(aCo2+)
zF
Решая данное уравнение относительно aCo2+,получаем: aCo2+ = 8,268
Задание№5
Рассчитать активности ионов металла в растворе, если известны потенциалы электродов.
№№ | электрод | №№ | электрод |
5-1 | φ Сd2+/Cd = -0,393B | 5-5 | φ Co2+/Co = -0,215B |
5-2 | φ Zn2+/Zn = -0,706B | 5-6 | φ Fe2+/Fe= -0,384B |
5-3 | φ Zn2+/Zn = -0,356B | 5-7 | φ Pb2+/Pb= -0,113B |
5-4 | φNi2+/Ni = -0,220B | 5-8 | φ Ag+/Ag = 0,810B |
Задача 6:
Рассчитать произведение растворимости хлорида меди при Т = 298 К, если стандартный потенциал электрода Cl-/CuCl/Cu φ0Cl-/CuCl/Cu = 0,137В, а стандартный потенциал медного электрода φ0Cu2+/Cu =0,521 В.
Решение:
На электроде протекает реакция:
CuCl + ē → Cu + Cl-
Стандартный потенциал электрода второго рода:
RT
φ = φ0 Cu+/Cu + ln(aCu2+)
zF
ПР = aCu+ · aCl-, aCu+ = ПР/ aCl-,
RT RT
φ = φ0 Cu+/Cu + ln·ПР - ·ln(aCl-),
zF zF
или
RT
φ = φ0Сl-/CuCl/Cu - ·ln(aCl-),
zF
RT
φ0Сl-/CuCl/Cu = φ0Сu+/Cu + ·lnПР.
zF
Из последнего соотношения выражаем значение ПР и подставляем числовые значения:
lnПР = -14,94,
ПР = 3,19 · 10-7
Задание 6.
Рассчитать ПР соединений, если известны потенциалы электродов второго рода.
№№ | соединение | электрод | φ0, В |
6-1 | AgCl | Cl-/AgCl/Ag | 0,222 |
6-2 | PbSO4 | SO42-/PbSO4/Pb | -0,351 |
6-3 | Hg2SO4 | SO42-/Hg2SO4/Hg | 0,615 |
6-4 | CuCl | Cl-/CuCl/Cu | 0,153 |
6-5 | Hg2Cl2 | Cl-/Hg2Cl2/Hg | 0,268 |
6-6 | PbI2 | I-/PbI2/Pb | -0,365 |
6-7 | ZnS | S2-/ZnS/Zn | -1,405 |
6-8 | Ni(OH)2 | OH-/Ni(OH)2/Ni | -0,720 |
- Предисловие
- Введение
- Роберт Вильгельм Бунзен
- Анри Луи Ле Шаталье
- Вильгельм Фридрих Оствальд
- Сванте Август Аррениус
- Якоб Генрих Вант-Гофф
- Иоханн Николаус Брёнстед и Михаил Ильич Усанович
- Николай Николаевич Семенов
- Химическая термодинамика учебно-целевые задачи – научить студентов:
- Значимость темы
- Основные понятия и определения химической термодинамики
- Внутренняя энергия
- Теплота и работа
- Первый закон термодинамики
- Применение I закона к простейшим процессам
- Тепловые эффекты. Закон гесса
- Теплоемкость
- Второй закон термодинамики
- Некоторые формулировки 2-го закона
- Изменение энтропии при различных процессах
- Пастулат планка
- Термодинамические потенциалы
- Соотношение между термодинамическими потенциалами
- Закон действующих масс
- Вопросы по теме: "термодинамика"
- Примеры решения типовых задач
- Пример решения контрольного задания по теме "Термодинамика"
- Решение
- Задачи для самостоятельной работы
- Варианты заданий для домашней контрольной работы
- Лабораторная работа №1.
- Особые условия выполнения работы:
- Устройство и настройка термометра Бекмана
- Термодинамика фазовых превращений
- Термодинамика фазовых равновесий
- Основные понятия
- Уравнение клайперона-клаузиуса
- Диаграммы состояния однокомпонентных систем
- Диаграмма состояния воды
- Диаграмма состояния диоксида углерода
- Бинарные системы Диаграммы плавкости
- Взаимная растворимость жидкостей
- Трехкомпонентные системы
- Равновесие жидкость-жидкость в трехкомпонентных системах.
- Распределение растворяемого вещества между двумя жидкими фазами. Экстракция.
- Вопросы для подготовки к занятиям по теме: "термодинамика фазовых равновесий".
- Примеры решения типовых задач.
- Задачи для самостоятельной работы.
- Лабораторная работа 1: построение диаграммы плавкости 2-х компонентной системы с простой эвтектикой.
- Лабораторная работа № 2. Изучение взаимной растворимости фенола и воды.
- Лабораторная работа № 3. Определение коэффициента распределения уксусной кислоты между водой и бензолом.
- Свойства разбавленных растворов электролитов и неэлектролитов.
- Повышение температуры кипения растворов.
- Понижение температуру замерзания растворов.
- Биологическое значение осмотического давления
- Указания к выполнению работы.
- Вопросы для самоконтроля по технике выполнения работы
- Вопросы для самоконтроля при выполнении данного задания
- Вопросы и задачи для самоконтроля усвоения темы
- Вопросы для самоконтроля усвоения материала практической работы
- Биологический статус изучаемой темы
- Вопросы для подготовки:
- Диссоциация воды
- Водородный показатель
- Механизм действия буферных систем
- РН буферных систем
- Влияние изменения объема буферных систем на рН.
- Кислотно-щелочное равновесие крови
- Роль внутренних органов в поддержании кислотно-щелочного резерва.
- Изменение кислотно-щелочного равновесия при различных заболеваниях.
- Задачи и задания для самостоятельной работы
- Экспериментальная часть
- Работа №3. Определение буферной ёмкости.
- Электрохимия. Учебно-целевые задачи: Изучив этот раздел учебной программы, студент должен знать:
- Значение электрохимических явлений для медицины.
- Электродные процессы и электродвижущие силы.
- Электрод и электродный потенциал.
- Строение двойного электрического слоя на границе раствор-металл
- Уравнение нернста
- Гальванические элементы и их электродвижущие силы
- Концентрационные гальванические элементы.
- Диффузный потенциал.
- Электроды первого рода.
- Водородный электрод.
- Ионоселективные электроды
- Стеклянный электрод
- Электроды второго рода.
- Хлорсеребряный электрод Аg ׀ Ag Cl. KCl
- Сопровождается реакцией растворения или осаждения соли АgСl:
- Окислительно – восстановительные системы (ов) и ов –электроды.
- Уравнение Петерса.
- Классификация обратимых электродов.
- Измерение эдс гальванических элементов.
- Потенциометрия.
- Прямые потенциометрические методы.
- Приложение
- Экспериментальная часть. Лабораторная работа №1. Измерение эдс гальванических элементов.
- Порядок выполнения работы.
- Изменение потенциалов отдельных электродов.
- Потенциалов отдельных электродов.
- Лабораторная работа № 3.
- Лабораторная работа №4. Потенциометрическое измерение окислительно – восстановительных потенциалов. Редокс – системы.
- Кинетика
- Значение для медицины и фармации
- Вопросы для подготовки к занятию
- Введение
- Понятие о скорости химического процесса
- Основной закон химической кинетики
- Кинетические уравнения реакций
- Реакции первого порядка
- Реакции второго порядка
- Сложные реакции
- Гетерогенные реакции
- Температурная зависимость константы скорости реакции.
- Методы расчета энергии активации и предэкспоненциального множителя а.
- Основы молекулярной кинетики
- Теория активных столкновений
- Теория переходного состояния
- Задачи и задания для самостоятельного решения.
- Экспериментальная часть
- Опыт № 1.Зависимость от концентрации.
- Опыт №2. Зависимость от температуры
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- По технике безопасности
- И производственной санитарии при работе
- В химических лабораториях
- Медицинских учебных заведений
- Содержание