Экспериментальная часть
Цель работы:
Научится готовить буферные растворы с заданным значением pH.
Изучить опытным путем важнейшие свойства буферных растворов.
Уметь определять буферную ёмкость различными методами (объёмным и потенциометрическим титрованием).
Научится определять pH раствора колориметрическим (буферным) методам.
Работа №1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БУФЕРНЫХ РАСТВОРОВ
ОПЫТ №1. Приготовить 20мл 0,1 М ацетатного буфера с заданным значением pH (задание даёт преподаватель) из 0,1 М раствора CH3COONa. Константа диссоциации уксусной кислоты при данной ионной силе равна 3×10-5
ОПЫТ №2. Приготовить 20 мл 0,02 М фосфатного буфера с заданным значением pH из 0,02 М раствора Na2HPO4 и 0,02 М раствора NaH2PO4.
Kд (H2PO4-) -при данной ионной силе равна 1,6×10-7. Проверить pH приготовленных буферных растворов при помощи индикаторной бумаги или при помощи pH-метра.
В отчете должен быть проведён подробный расчёт соотношения объёмов компонентов данной буферной смеси и описан метод определения pH.
Буферные растворы полученные в данной работе не выливать, а проделать с ними работу №2.
Работа №2 СВОЙСТВА БУФЕРНЫХ РАСТВОРОВ.
ОПЫТ №1. Влияние разбавления на pH буферных растворов.
В один стакан налить 10 мл, в другой -1 мл одного из буферных растворов(например, ацетатного), приготовленного в работе №1.Раствор в первом стакане развести в 2 раза, а во втором – в 100 раз.
При помощи индикатора определить pH разведенных буферных растворов и сравнить с исходным значением pH. Для этого следует налить в пробирки по 2 мл исходного и разведенного буферных растворов и добавить по 2 капли соответствующего индикатора. Сравнить цвет индикатора в исходном буферном растворе и в разведенных растворах. В отчёте следует привести данные о наблюдаемых явлениях. Дать им объяснения.
Опыт №2. Зависимость буферной емкости ацетатных буферных смесей от буферного соотношения.
К пяти ацетатным буферным системам с различными соотношениями соли и кислоты добавляют одинаковое количество сильного основания или сильной кислоты, измеряют pH и вычисляют их буферную ёмкость.
В пять стаканчиков налить 20 мл приготовленных буферных смесей с буферным соотношением: 100; 10; 1; 0,1; 0,01.
Измерить pH исходных буферных систем при помощи pH-метра (после каждого измерения pH электроды должны быть тщательно вымыты). Измеренное значение pH исходных смесей несколько отличается от рассчитанного, так как в этих системах aH+cH+.
Во все буферные смеси добавить по 2 мл 0,1M NaOH, тщательно перемешать и снова измерить pH.
Налить в стаканчики такое же количество буферных систем и при перемешивании добавить в каждый по 2 мл 0,1M HCl. Измерить pH систем после добавления кислоты.
Рассчитать в каждом отдельном случае буферную ёмкость по кислоте и основанию:
Bk=:
Bщ=
Полученные данные занести в таблицу 1 по образцу:
Таблица №1
Буферное соотношение | Исходное значение pH | pH после добавления NaOH | pH | Bщ. | pH после добавления HCl | pH | Вк. |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
0,1 |
|
|
|
|
|
|
|
0,01 |
|
|
|
|
|
|
|
Построить на основании полученных данных график зависимости буферной ёмкости по кислоте и основанию от соотношения количества соли и кислоты в буферной смеси. На ось абсцисс нанести логарифм соотношения соль/кислота, а на ось ординат –B. Ось ординат удобно проводить в пересечении с точкой абсциссы, где lg=0 и pH=pK.
Кривые, относящиеся к буферной ёмкости по кислоте и основанию, начертить в цвете.
В отчете объяснить ход кривых зависимости буферной ёмкости по кислоте и основанию от соотношения количества соли и кислоты в системе и объяснить, почему ход кривых различный.
- Предисловие
- Введение
- Роберт Вильгельм Бунзен
- Анри Луи Ле Шаталье
- Вильгельм Фридрих Оствальд
- Сванте Август Аррениус
- Якоб Генрих Вант-Гофф
- Иоханн Николаус Брёнстед и Михаил Ильич Усанович
- Николай Николаевич Семенов
- Химическая термодинамика учебно-целевые задачи – научить студентов:
- Значимость темы
- Основные понятия и определения химической термодинамики
- Внутренняя энергия
- Теплота и работа
- Первый закон термодинамики
- Применение I закона к простейшим процессам
- Тепловые эффекты. Закон гесса
- Теплоемкость
- Второй закон термодинамики
- Некоторые формулировки 2-го закона
- Изменение энтропии при различных процессах
- Пастулат планка
- Термодинамические потенциалы
- Соотношение между термодинамическими потенциалами
- Закон действующих масс
- Вопросы по теме: "термодинамика"
- Примеры решения типовых задач
- Пример решения контрольного задания по теме "Термодинамика"
- Решение
- Задачи для самостоятельной работы
- Варианты заданий для домашней контрольной работы
- Лабораторная работа №1.
- Особые условия выполнения работы:
- Устройство и настройка термометра Бекмана
- Термодинамика фазовых превращений
- Термодинамика фазовых равновесий
- Основные понятия
- Уравнение клайперона-клаузиуса
- Диаграммы состояния однокомпонентных систем
- Диаграмма состояния воды
- Диаграмма состояния диоксида углерода
- Бинарные системы Диаграммы плавкости
- Взаимная растворимость жидкостей
- Трехкомпонентные системы
- Равновесие жидкость-жидкость в трехкомпонентных системах.
- Распределение растворяемого вещества между двумя жидкими фазами. Экстракция.
- Вопросы для подготовки к занятиям по теме: "термодинамика фазовых равновесий".
- Примеры решения типовых задач.
- Задачи для самостоятельной работы.
- Лабораторная работа 1: построение диаграммы плавкости 2-х компонентной системы с простой эвтектикой.
- Лабораторная работа № 2. Изучение взаимной растворимости фенола и воды.
- Лабораторная работа № 3. Определение коэффициента распределения уксусной кислоты между водой и бензолом.
- Свойства разбавленных растворов электролитов и неэлектролитов.
- Повышение температуры кипения растворов.
- Понижение температуру замерзания растворов.
- Биологическое значение осмотического давления
- Указания к выполнению работы.
- Вопросы для самоконтроля по технике выполнения работы
- Вопросы для самоконтроля при выполнении данного задания
- Вопросы и задачи для самоконтроля усвоения темы
- Вопросы для самоконтроля усвоения материала практической работы
- Биологический статус изучаемой темы
- Вопросы для подготовки:
- Диссоциация воды
- Водородный показатель
- Механизм действия буферных систем
- РН буферных систем
- Влияние изменения объема буферных систем на рН.
- Кислотно-щелочное равновесие крови
- Роль внутренних органов в поддержании кислотно-щелочного резерва.
- Изменение кислотно-щелочного равновесия при различных заболеваниях.
- Задачи и задания для самостоятельной работы
- Экспериментальная часть
- Работа №3. Определение буферной ёмкости.
- Электрохимия. Учебно-целевые задачи: Изучив этот раздел учебной программы, студент должен знать:
- Значение электрохимических явлений для медицины.
- Электродные процессы и электродвижущие силы.
- Электрод и электродный потенциал.
- Строение двойного электрического слоя на границе раствор-металл
- Уравнение нернста
- Гальванические элементы и их электродвижущие силы
- Концентрационные гальванические элементы.
- Диффузный потенциал.
- Электроды первого рода.
- Водородный электрод.
- Ионоселективные электроды
- Стеклянный электрод
- Электроды второго рода.
- Хлорсеребряный электрод Аg ׀ Ag Cl. KCl
- Сопровождается реакцией растворения или осаждения соли АgСl:
- Окислительно – восстановительные системы (ов) и ов –электроды.
- Уравнение Петерса.
- Классификация обратимых электродов.
- Измерение эдс гальванических элементов.
- Потенциометрия.
- Прямые потенциометрические методы.
- Приложение
- Экспериментальная часть. Лабораторная работа №1. Измерение эдс гальванических элементов.
- Порядок выполнения работы.
- Изменение потенциалов отдельных электродов.
- Потенциалов отдельных электродов.
- Лабораторная работа № 3.
- Лабораторная работа №4. Потенциометрическое измерение окислительно – восстановительных потенциалов. Редокс – системы.
- Кинетика
- Значение для медицины и фармации
- Вопросы для подготовки к занятию
- Введение
- Понятие о скорости химического процесса
- Основной закон химической кинетики
- Кинетические уравнения реакций
- Реакции первого порядка
- Реакции второго порядка
- Сложные реакции
- Гетерогенные реакции
- Температурная зависимость константы скорости реакции.
- Методы расчета энергии активации и предэкспоненциального множителя а.
- Основы молекулярной кинетики
- Теория активных столкновений
- Теория переходного состояния
- Задачи и задания для самостоятельного решения.
- Экспериментальная часть
- Опыт № 1.Зависимость от концентрации.
- Опыт №2. Зависимость от температуры
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- По технике безопасности
- И производственной санитарии при работе
- В химических лабораториях
- Медицинских учебных заведений
- Содержание