Стеклянный электрод
Стеклянные электроды изготавливают из стекла определенного состава. Стекло чаще всего представляет собой соединение диоксида кремния с щелочными и щелочно–земельными оксидами. В результате гидролиза силикатов на поверхности стекла образуется тонкая пленка геля поликремниевой кислоты, незначительно диссоциированной на ионы.
R–O–Si–OH ↔ R–O–Si–Oˉ+ H+
|| ||
О О
Анионы поликремниевой кислоты R–OSiO2ˉ сообщают отрицательный заряд поверхности стекла. Ионы водорода заряжают положительно прилегающий к поверхности стекла слой раствора. Степень диссоциации поликремниевой кислоты зависит от концентрации ионов водорода в растворе.
Одной из распространенных форм стеклянного электрода является стеклянная трубка, заканчивающаяся шариком (рис. ). Шарик заполнен раствором HCl, в который погружен вспомогательный х.с. электрод. Шарик погружают в исследуемый раствор и с помощью мостика стеклянный электрод соединяют с внешним электродом сравнения. Собранную таким образом цепь можно записать следующим образом:
Ag,AgCl|HCl(p)| стекло | исследуемый раствор ||KCl(p) ||KCl(p) |AgCl,Ag
внутренний φ2φ3φ4внешний электрод электрод
сравнения φ1сравнения
ЭДС этой цепи определяется суммой :φ1+ φ2+ φ3+ φ4.
Скачки потенциалов φ1, φ2и φ4постоянны, следовательно, ЭДС цепи изменяется в зависимости от потенциала φ3, зависящей от рН исследуемого раствора.
Рис.8. Стеклянный электрод:
1 – шарик из стеклянной мембраны; 2 – раствор НСl; 3 – внутренний сереброхлоридный электрод; 4 – исследуемый раствор; 5 – агаровый мостик; 6 – раствор хлорида калия; 7 – внешний сереброхлоридный электрод
Электродная реакция сводится к обмену ионами водорода между двумя фазами – раствором и стеклом. В реакцию обмена вовлекаются и ионы щелочных металлов. Устанавливается равновесие
Н+(ст) + М+(р) ↔ Н+(р) + М+( ст)
Условие равновесия этой реакции выражается в законом действующих масс:
ан+(р) · ам+(ст)
Кобм =
ан+(ст) · ам+( р)
Размер этой константы обмена зависит от свойств стекла и температуры.
Исходя из предположения, что в стекле данного сорта сумма активностей ионов водорода и ионов щелочного металла постоянна, т.е.
ан+ (ст) + ам+ (ст) = а,
уравнение константы обмена можно представить в следующем виде:
ан+ (р)(а - ан+ (ст))
Кобм =
ан+ (ст) · ам+ ( р)
Решая это уравнение относительно ан+(р) / ан+(ст) , получим
ан+ (р) ан+ (р) + Кобм · ам+ ( р)
=
ан+ (ст) а
Потенциал стеклянного электрода (φ0) может быть выражен следующей зависимостью:
RT ан+ (р)
φст = φ˚ст + · ln
zF ан+ (ст)
Замена ан+(р)/ан+(ст) в уравнении электродного потенциала стекла его значением приводит к следующей зависимости:
RT
φст = φ˚ст + ln (ан+ (р) + Кобм · ам+ ( р)),
zF
где RT/zF·ln(a) входит стандартный потенциал стеклянного электрода φ0.
Таким образом, в общем случае потенциал любого стеклянного электрода обусловливается двумя величинами – активностью ионов водорода и активностью щелочного металла. Если в растворе ан+(р) >> Кобм · ам+( р), то
RT RT
φст = φ˚ст + ·ln ан+ (р) = φ˚ст – 2,3 ·pH,
zF F
т.е. электрод обладает водородной функцией и поэтому может служить индикаторным электродом при определении рН.
Если в растворе ан+(р) << Кобм · ам+( р), то
RT RT
φст = φм = φ˚ст + ·ln Кобм + ·ln ам+ ( р),
zF zF
RT
или φм = φ˚м + ·ln ам+ ( р),
zF
во всех уравнениях z=1.
Стеклянный электрод с металлической функцией может использоваться в качестве индикаторного электрода для определения активности соответствующего щелочного металла. Таким образом, в зависимости от сорта стекла, точнее от величины константы обмена, стеклянный электрод может обладать водородной и металлической функциями.
- Предисловие
- Введение
- Роберт Вильгельм Бунзен
- Анри Луи Ле Шаталье
- Вильгельм Фридрих Оствальд
- Сванте Август Аррениус
- Якоб Генрих Вант-Гофф
- Иоханн Николаус Брёнстед и Михаил Ильич Усанович
- Николай Николаевич Семенов
- Химическая термодинамика учебно-целевые задачи – научить студентов:
- Значимость темы
- Основные понятия и определения химической термодинамики
- Внутренняя энергия
- Теплота и работа
- Первый закон термодинамики
- Применение I закона к простейшим процессам
- Тепловые эффекты. Закон гесса
- Теплоемкость
- Второй закон термодинамики
- Некоторые формулировки 2-го закона
- Изменение энтропии при различных процессах
- Пастулат планка
- Термодинамические потенциалы
- Соотношение между термодинамическими потенциалами
- Закон действующих масс
- Вопросы по теме: "термодинамика"
- Примеры решения типовых задач
- Пример решения контрольного задания по теме "Термодинамика"
- Решение
- Задачи для самостоятельной работы
- Варианты заданий для домашней контрольной работы
- Лабораторная работа №1.
- Особые условия выполнения работы:
- Устройство и настройка термометра Бекмана
- Термодинамика фазовых превращений
- Термодинамика фазовых равновесий
- Основные понятия
- Уравнение клайперона-клаузиуса
- Диаграммы состояния однокомпонентных систем
- Диаграмма состояния воды
- Диаграмма состояния диоксида углерода
- Бинарные системы Диаграммы плавкости
- Взаимная растворимость жидкостей
- Трехкомпонентные системы
- Равновесие жидкость-жидкость в трехкомпонентных системах.
- Распределение растворяемого вещества между двумя жидкими фазами. Экстракция.
- Вопросы для подготовки к занятиям по теме: "термодинамика фазовых равновесий".
- Примеры решения типовых задач.
- Задачи для самостоятельной работы.
- Лабораторная работа 1: построение диаграммы плавкости 2-х компонентной системы с простой эвтектикой.
- Лабораторная работа № 2. Изучение взаимной растворимости фенола и воды.
- Лабораторная работа № 3. Определение коэффициента распределения уксусной кислоты между водой и бензолом.
- Свойства разбавленных растворов электролитов и неэлектролитов.
- Повышение температуры кипения растворов.
- Понижение температуру замерзания растворов.
- Биологическое значение осмотического давления
- Указания к выполнению работы.
- Вопросы для самоконтроля по технике выполнения работы
- Вопросы для самоконтроля при выполнении данного задания
- Вопросы и задачи для самоконтроля усвоения темы
- Вопросы для самоконтроля усвоения материала практической работы
- Биологический статус изучаемой темы
- Вопросы для подготовки:
- Диссоциация воды
- Водородный показатель
- Механизм действия буферных систем
- РН буферных систем
- Влияние изменения объема буферных систем на рН.
- Кислотно-щелочное равновесие крови
- Роль внутренних органов в поддержании кислотно-щелочного резерва.
- Изменение кислотно-щелочного равновесия при различных заболеваниях.
- Задачи и задания для самостоятельной работы
- Экспериментальная часть
- Работа №3. Определение буферной ёмкости.
- Электрохимия. Учебно-целевые задачи: Изучив этот раздел учебной программы, студент должен знать:
- Значение электрохимических явлений для медицины.
- Электродные процессы и электродвижущие силы.
- Электрод и электродный потенциал.
- Строение двойного электрического слоя на границе раствор-металл
- Уравнение нернста
- Гальванические элементы и их электродвижущие силы
- Концентрационные гальванические элементы.
- Диффузный потенциал.
- Электроды первого рода.
- Водородный электрод.
- Ионоселективные электроды
- Стеклянный электрод
- Электроды второго рода.
- Хлорсеребряный электрод Аg ׀ Ag Cl. KCl
- Сопровождается реакцией растворения или осаждения соли АgСl:
- Окислительно – восстановительные системы (ов) и ов –электроды.
- Уравнение Петерса.
- Классификация обратимых электродов.
- Измерение эдс гальванических элементов.
- Потенциометрия.
- Прямые потенциометрические методы.
- Приложение
- Экспериментальная часть. Лабораторная работа №1. Измерение эдс гальванических элементов.
- Порядок выполнения работы.
- Изменение потенциалов отдельных электродов.
- Потенциалов отдельных электродов.
- Лабораторная работа № 3.
- Лабораторная работа №4. Потенциометрическое измерение окислительно – восстановительных потенциалов. Редокс – системы.
- Кинетика
- Значение для медицины и фармации
- Вопросы для подготовки к занятию
- Введение
- Понятие о скорости химического процесса
- Основной закон химической кинетики
- Кинетические уравнения реакций
- Реакции первого порядка
- Реакции второго порядка
- Сложные реакции
- Гетерогенные реакции
- Температурная зависимость константы скорости реакции.
- Методы расчета энергии активации и предэкспоненциального множителя а.
- Основы молекулярной кинетики
- Теория активных столкновений
- Теория переходного состояния
- Задачи и задания для самостоятельного решения.
- Экспериментальная часть
- Опыт № 1.Зависимость от концентрации.
- Опыт №2. Зависимость от температуры
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- По технике безопасности
- И производственной санитарии при работе
- В химических лабораториях
- Медицинских учебных заведений
- Содержание