logo
Учеб

3.3. Общественный экологический мониторинг

Общественный экологический мониторинг – мониторинг, проводимый научными организациями вне рамок ГСНК. Эффективность общественного экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации. Можно годами вести мониторинг в регионе – и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с помощью нескольких измерений выявить проблему, на которую не обращают внимания официально уполномоченные организации. Общая последовательность разработки и осуществления схемы мониторинга представлена на рис. 4.

Цели и задачи. Перед тем, как предпринимать какие-либо шаги, следует сформулировать долгосрочные цели и промежуточные задачи. При этом необходимо, чтобы поставленные вами цели были конкретными, достижимыми и поддавались проверке – это существенно для контроля выполнения программы мониторинга и внесения в нее коррективов. Основная цель всякой программы мониторинга – информационная. Результатом ее должно быть получение информации, устранение той или иной неопределенности или, напротив, выявление недостатка информации. Общественный мониторинг ориентирован, как правило, на конкретные проблемы местного населения и тесно связан с контролем – принятием мер на основе полученной информации.

Рис. 4. Основные компоненты системы мониторинга

Таким образом, цель программы общественного мониторинга может быть направлена:

– на получение информации, связанной с конкретной проблемой;

– предоставление информации для различных типов аудиторий (заинтересованной общественности, администрации предприятия, государственных органов) и ее распространение;

– принятие мер, ориентированных на улучшение ситуации, или подготовка соответствующих решений.

Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В любом случае, задачи подчинены целям. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения.

Выбор приоритетов: объекты наблюдения и определяемые параметры. Инстинктивно возникающее желание измерить все и во всем может привести любое исследование в тупик. Поэтому на основе поставленной цели следует определить приоритеты – объекты мониторинга и определяемые параметры. Например, если цель программы связана с состоянием реки, то выбор объекта может выглядеть как определение предприятия или конкретного стока, на котором будут сконцентрированы усилия по мониторингу. Как правило, сначала на основе поставленных целей и задач выбираются объекты мониторинга, а затем – определяемые параметры. Однако возможен и обратный порядок, особенно если заранее известно, что проблема связана с определенным веществом (например, загрязнение нефтепродуктами).

Для того, чтобы ваша работа была эффективной, внимательно проанализируйте ситуацию до того как, вы приступите к измерениям и определите приоритетные объекты и параметры, которые необходимо исследовать. Нет необходимости постоянно изучать содержание в воде компонентов, которые не принадлежат к локальным или региональным антропогенным (вызванных деятельностью человека) или природным (например, связанным с аномалиями типов фторных или иодных) приоритетным загрязняющим веществам, а также продуктам их трансформации в окружающей среде.

Предварительный анализ ситуации. Перед формированием долгосрочной программы мониторинга целесообразно провести рекогносцировочные (предварительные) исследования. На этом этапе важным является сбор всей уже имеющейся информации по проблеме (включая и ту, которую можно использовать, и ее решение – например, правовое регулирование проблем такого рода, экономические интересы и т.п.) и ее анализ. Одним из эффективных приемов выбора приоритетов является картирование источников воздействия и составление их предварительного описания по литературным сведениям. Эта информация послужит основой для интерпретации результатов измерений. Отсутствие какой-либо связи между типом загрязнения и характером возможных источников может служить признаком регионального переноса, специфических свойств подземного водного горизонта или, что особенно важно, наличие неустановленных источников загрязнения.

Для водных объектов удобно устанавливать так называемые маркерные характеристики, позволяющие составить представление об общем характере загрязнения, не осуществляя полной программы измерений, которые представлены в табл. 31. Как видно, многие характеристики, в том числе и маркерные, повторяются в различных графах таблицы, эта неопределенность может быть устранена с помощью картирования, к которому полезно прибегать в любой ситуации. Однако, например, то утверждение, что избыточное содержание ионов аммония служит показателем бытового и сельскохозяйственного загрязнения, справедливо в подавляющем числе случаев. Проверкой может стать определение содержания общего фосфора и других типичных для хозяйственно-бытовых и сельскохозяйственных источников воздействия.

Заметное повышение минерализации поверхностных вод является признаком притока чуждого раствора. Хотя таковым может быть и сброс более минерализованных, но не требующих очистки подземных вод, использованных, например, в системе охлаждения.

Таблица 31