logo search
Основы геммологии-2006

3.5. Искусственные ювелирные материалы

В настоящее время довольно широко в ювелирном деле используются искусственные материалы, как в качестве вставок в украшение, так и в виде самостоятельного произведения. Для чего люди начали синтезировать и охотно применять синтетические материалы? Основные цели искусственных ювелирных материалов:

Драгоценные камни издавна являлись предметом воспроизведения. С древнейших времен в ювелирных изделиях и других украшениях используются различного рода подмены, подделки и имитации, изготавливаемые либо из менее дорогостоящих природных минералов, либо из стекла и керамики. Археологическими исследователями установлено, ч то в Древнем Египте (около 3 тыс. лет до н.э.) уже изготавливали цветные стекла, которые использовали как украшения и амулеты. Подделки из окрашенной глины также могли присутствовать в украшениях среди ювелирных камней. Имитации драгоценных камней из стекла были широко распространены в Древнем Риме.

В «Естественной истории» Плиний Старший писал, что карбункулы (рубины) «подделываются из стекла так же, как и другие драгоценные камни, познаются они по пленкам внутри и по тяжести, а иногда по пузырькам, светящимся подобно серебру». Он же описал трехслойный сардоникс, называемый триплетом. Этот материал изготавливали, склеивая из трех слоев – черного, белого и красного. Позже стали применять дуплеты, состоящие из двух различных камней – сверху драгоценный, а снизу менее дорогой: горный хрусталь или стекло.

В 1758 году австрийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки напоминал бриллианты. Такой искусственный материал называется «стразом».

Настоящий переворот в получении синтетических аналогов драгоценных камней был произведен французским химиком О. Вернейлем, который в 1892 году вырастил синтетический рубин весом до 20 карат. Хотя задолго (в 1857г.) до этого искусственный камень весом до 1 карата был получен Годеном. А в 1888 году ученые Перье и Отфель получили искусственный изумруд. Но после разработок Вернейля было положено начало выращиванию синтетических аналогов монокристаллов в промышленных масштабах.

Вслед за рубинами промышленный синтез осуществлял выращивание искусственных сапфиров, изумрудов (1911 – 1940 г., Эспиг), разноокрашенной шпинели (1930г., Пари). По мере развития и совершенствования технологии выращивания монокристаллов были разработаны и другие способы, которые позволяли получить ряд других камней: синтетический кварц (1950 г.); синтетический алмаз (технический 1957г.,), синтетический алмаз (ювелирный 1970 г., в Японии, ЮАР, Новосибирске) весом до 3карат; синтетический александрит (1973г.) и многие другие. На сегодняшний день практически все природные ювелирные и не использующиеся в ювелирном деле минералы были получены, либо могут быть получены в лабораторных условиях, но многие из них не имеют экономического обоснования для синтеза в промышленных масштабах, только для научных целей.

Во второй половине 20-ого столетия созданы и новые виды кристаллов, аналогов которых нет в природе (фианит, фабулит), но они также охотно применяются в качестве вставок в ювелирный украшения.

На сегодня все искусственные ювелирные материалы можно подразделить на следующие типы:

  1. Синтетические аналоги природных образований

  2. Имитации

  3. Составные материалы

  4. Искусственные облицовочные материалы