3.3. Подготовка к лабораторной работе
1. Назовите промышленные и лабораторные способы получения водоро-да. Где применяется водород? Меры предосторожности при работе с водоро-дом.
2. Как получается атомарный водород? Чем можно объяснить высокую реакционную способность атомарного водорода по сравнению с молекулярным?
3. Почему при электролитическом получении водорода в качестве элект-ролита берут воду, содержащую серную кислоту или щелочь? Какие вещества выделяются на аноде и на катоде при электролизе таких растворов? Написать уравнение реакций электролиза воды.
4. Какие продукты образуются на аноде при электролизе:
а) расплава LiH и СаН2;
б) раствора LiCI, CaCI2, СаН2, если ,
5. Сколько килограммов железа и 50%-ного раствора серной кислоты потребуется для наполнения водородом воздушного шара радиус которого равен 5 м?
6. На восстановление 1,989 г оксида металла потребовалось 0,56 л водорода (н.у.). Вычислить эквивалентную массу металла. Какой это металл?
7.Составить уравнения окислительно-восстановительных реакций, указать окислитель и восстановитель:
СаН2 + Н2O →
СH4 + O2
СuО + Н2
Si + КОН + Н2O →
8. Составить краткий план выполнения лабораторной работы.
Лабораторная работа. Водород и его свойства
Работа в лаборатории с водородом требует знания его свойств и соблю-дения ряда правил по технике безопасности.
1. Смесь водорода с кислородом или воздухом при нагревании до 500−600 °С, при соприкосновении с накаленными или горящими предметами, в присутствии активного катализатора (платинированного асбеста) реагирует со взрывом. Взрыв гремучего газа в закрытом сосуде или в сосуде с неболь-шим отверстием часто ведет к разрыву сосуда, а взрыв в небольшом сосуде с широким отверстием, например в открытой пробирке, сопровождается толь-ко сильным звуком.
2. Если при работе необходимо нагревать водород в реакционном сосу-де или поджечь водород на выходе из прибора, то до указанных операций необходимо вытеснить весь воздух, затем в присутствии преподавателя про-вести в пробирках пробу на чистоту водорода. Пробирку можно заполнить водородом, надев ее на газоотводную трубку реакционного сосуда (рис.2) или методом вытеснения воды (рис.3,4). Отверстие наполненной водородом пробирки закрыть большим пальцем, перевернутую вверх дном пробирку поднести к пламени горелки, убрав палец, поджечь водород. Указанную операцию необходимо повторять до тех пор, пока не будет достигнуто спокойное сгорание собранного водорода. Пробу на чистоту водорода всегда необходимо проводить вдали от реакционного сосуда, где получается водо-род.
Рис.2. Прибор для Рис.3. Растворение кальция Рис.4. Прибор для получения водорода
получения водорода в воде железопаровым способом
После проверки на чистоту поджигают водород или проводят реакции в его атмосфере при нагревании только в присутствии преподавателя
При работе в атмосфере водорода с нагреванием необходимо надевать очки или маску и прекращать поступление тока водорода в систему только тогда, когда нагреваемый прибор примет комнатную температуру.
Если в реакционный сосуд для получения водорода потребуется дополнительное внесение цинка или раствора кислоты, то проба на чистоту водорода должна быть проведена заново;
Получение водорода
В лаборатории свободный водород можно получить восстанолением его из кислот, оснований, воды активными металлами или металлоидами.
5. Получение водорода действием металла на кислоту. Поместить в пробирку три кусочка гранулированного цинка, прилить 3 мл 20%-ного раствора серной кислоты и закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, на конец которой с помощью резиновой трубки одеть небольшой оттянутый на-конечник (рис.2). Такое устройство позволяет гасить пламя водорода зажа-тием на секунду резиновой трубки.
После вытеснения гремучего газа из пробирки провести пробу на чистоту водорода, как описано ранее. Убедившись в чистоте водорода, в присутствии преподавателя зажечь водород у отверстия стеклянного наконечника и проде-лать следующие опыты:
а) подержать над пламенем опрокинутую холодную стеклянную ворон-ку, отметить наблюдаемое;
б) внести в пламя тонкую медную проволоку, наблюдать ее плавление (указать температуру плавления меди и примерную температуру пламени го-рящего водорода).
После окончания опытов погасить пламя водорода, зажав не более чем на секунду резиновую трубку прибора.
Составить уравнения реакций получения водорода и его горения. Можно ли для получения водорода цинк заменить любым другим металлом? Полу-чается ли водород при взаимодействии цинка с соляной, азотной кислотами?
Получение водорода взаимодействием кремния со щелочью (опыт проводится под тягой и в очках). Поместить в пробирку 0,15–0,2 г аморфного кремния и 2мл 20%-ного раствора едкого натра, пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой. Отметить, протекает ли реакция на холоду. После вытеснения воздуха из пробирки собрать выделяющийся газ и испытать его, поднося к отверстию пробирки зажженную спичку. Написать уравнение реакции взаимодействия кремния со щелочью.
Получение водорода взаимодействием алюминия со щелочью (опыт проводится в очках), Поместить в пробирку кусочек алюминия, прилить к нему 5–7 капель 20%-ного раствора едкого натра. Если реакция идет плохо, слегка подогреть пробирку. Наблюдать выделение газа. Написать уравнение реакции, учитывая, что в растворе образуется гидроксоалюминат натрия. Указать окислитель и восстановитель.
8. Получение водорода взаимодействием кальция с водой. Заполнить пробирку до краев водой, закрыть отверстие большим пальцем и опрокинуть ее в кристаллизатор с водой. В таком положении закрепить пробирку в лапке штатива (рис.3). Кусочек металлического кальция размером с небольшую го-рошину завернуть в марлю и быстро, при помощи щипцов, подвести металл под пробирку. Наблюдать выделение газа. Написать уравнение реакции. Как "перелить" собранный водород из одной пробирки в другую?
9. Получение водорода взаимодействием железа с водяным паром (опыт проводится двумя студентами). На дно сухой пробирки насыпать небольшое количество влажного речного песка так, чтобы стенки пробирки остались сухими, закрепить пробирку в штативе (рис.4). Сделать из узкой полоски бумаги желобок и с его помощью насыпать ~ 0,1 г порошка восстановленного железа в среднюю часть пробирки. Закрыть пробирку пробкой с изогнутой газоотводной трубкой, опущенной в кристаллизатор с водой. Ту часть пробирки, где лежит железо, сильно нагреть на пламени горелки. Пламенем второй горелки слегка нагреть влажный песок. Собрать выделяющийся газ в пробирку, убедиться, что это водород (как?). Составить уравнение реакции, указать окислитель и восстановитель.
Свойства водорода
Свободный водород обладает восстановительными свойствами, которые используются, в частности, для получения некоторых металлов (Сu, Fe, Ni, Zr и др.) из их оксидов. Наиболее активен атомарный водород (в момент выделения).
10. Сравнение восстановительных свойств атомарного и молекулярного водорода. В две пробирки налить по 0,5 мл раствора пермангагата калия, добавить по 3–5 капель 5%-ного раствора серной кислоты. В одну пробирку поместить 1–2 гранулы цинка, а во вторую – пропустить водород из аппарата Киппа (рис.5). В какой из пробирок обесцвечивание раствора произойдет быстрее? Объяснить, почему. Написать уравнения реакций. Указать окислитель и восстановитель.
Рис.5. Установка для восстановления оксида меди (II) водородом
11. Восстановление водородом оксида меди(II) (опыт проводится двумя студентами). Собрать установку (рис. 5). К аппарату Киппа 1, приготовлен-ному для получения водорода, присоединить последовательно две промыв-ные склянки 2 с концентрированной серной кислотой. В кварцевую трубку 3 поместить лодочку 4 с 0,5–1,0 г оксида меди(II), трубку закрепить в лапке штатива в горизонтальном положении. Открыть кран 5 аппарата Киппа, че-рез 1–1,5 мин набрать выходящий из трубки 6 водород в пробирку и проверить на чистоту, зажигая газ вдали (!) от аппарата Киппа. Убедившись в чистоте водорода, соединить промывную склянку с кварцевой трубкой 3, которую нагреть пламенем спиртовки 7. Наблюдать восстановление оксида меди. Прекратить нагревание, дать остыть трубке в токе водорода (!), после чего закрыть кран аппарата Киппа. Снять кварцевую трубку, полученную медь взвесить, сдать преподавателю. Написать уравнение реакции, рассчитать выход продукта.
3.5. Дополнительный опыт. Влияние ионной силы раствора на активность ионов водорода
В растворах электролитов существует взаимное влияние ионов: одноименные по заряду ионы отталкиваются, а разноименные притягиваются. В результате электростатического притяжения часть ионов оказывается в свя-занном состоянии. Это приводит как бы к снижению степени ионизации элек-тролита (величина "степени ионизации" сильного электролита называется "ка-жущейся").
Взаимное влияние ионов увеличивается с увеличением концентрации раствора. Количественно влияние ионов определяется ионной силой раствора –, с которой связаны коэффициенты активности ионов (закон Дебая-Хюккеля). Состав растворов электролитов часто характеризуют не аналитической концентрацией (С), а эффективной концентрацией, называемой активностью (а).
Выполнение работы. Приготовить исходный 1 моль/л раствор HCl из ампулы стандарт-титра, содержимое которой необходимо перенести в мерную колбу на 100 мл и довести до метки свежей дистиллированной водой. Из полу-ченного раствора в мерных колбочках на 25 мл приготовить 0,75; 0,5; 0,25; 0,1 и 0,01 моль/л растворы HCI. Для приготовления растворов необходимо пользоваться пипетками. Измерить рН всех растворов (в том числе и 1 моль/л раствора) на рН-метре, стеклянный электрод которого калиброван по буферным растворам в интервале рН 1–3. Экспериментально полученные значения рН сравнить:
а) со значениями рН, рассчитанными без учета ионной силы раствора
рН = – lg[H+] = – lgC= – lgCHCl ;
б) со значениями рН, рассчитанными с учетом ионной силы растворов I:
ai = γi [i],
pH = –
где Zi, γi, аi, [i] – заряд, коэффициент активности, активность и равновесная концентрация ионов Н+ и Сl− соответственно.
Как изменяется разность между вычисленными и экспериментально определенными значениями рН при уменьшении ионной силы раствора? Дайте объяснения.
Используйте другие формулы для расчета γi, в случае, если отклонения
между рНэксп и рНрасч с учетом ионной силы заметны при повышении I.
- Неорганическая химия
- Часть I. Классификация и номенклатура неорганических соединений
- Тема 1. Номенклатура неорганических соединений
- 1.2. Семинар 1. Классы и номенклатура неорганических соединений
- Часть II. Химия неметаллов
- Тема 3. Водород
- 3.1. Теоретическая часть
- 3.2. Семинар 3. Соединения водорода. Получение и применение водорода
- 3.3. Подготовка к лабораторной работе
- 3.6. Синтез гидрида кальция
- Тема 4. Галогены
- 2. Окислительные свойства свободных галогенов
- XCa(oci)2 · yCaCl2 · zCa(oh)2 · nН2o.
- Тема 5 элементы главной подгруппы шестой группы
- 5.3. Сера и элементы подгруппы селена
- 5.3.1. Теоретическая часть
- Тема 6. Элементы главной подгруппы пятой группы
- Тема 7. Углерод. Кремний. Бор
- 7.2. Семинар 9. Углерод. Соединения кремния и бора
- 7.3. Углерод
- Дициан цианистый цианамид циановый роданистый
- 7.4.3. Лабораторная работа. Кремний и его соединения
- 7.6. Синтезы соединений бора
- 7.7. Задания для самостоятельной работы
- Приложение 4. Атомные радиусы:
- Часть II
- Часть III