2. Окислительные свойства свободных галогенов
В ряду F2‒С12‒Вг2‒I2 окислительная активность простых веществ уменьшается.
14. Окисление брома и иода хлорной водой. В две пробирки внести по 1 мл бромной и иодной воды и разбавить 2 мл дистиллированной воды. Добавить по нескольку капель органического растворителя и тщательно взболтать. Прилить в каждую пробирку 5‒7 капель хлорной воды, все тщательно перемешать. Дать отстояться. Наблюдать изменение окраски слоя органического растворителя. Объяснить наблюдаемое.
15. Окисление бромид- и идид-ионов хлорной водой. В одну пробирку налить разбавленный раствор бромида калия, в другую ‒ иодида калия. В обе пробирки добавить по нескольку капель хлорной воды и 0,5‒1 мл органического растворителя. Растворы перемешать и дать отстояться. Объяснить окрашивание слоя органического растворителя.
16. Окисление иодид-иона бромной водой. В пробирку поместить 3‒4 капли раствора иодида калия, добавить 2‒3 капли бромной воды и 4‒5 капель органического растворителя. Встряхнуть пробирку и дать содержимому отстояться. Что наблюдается? Будет ли происходить подобное, если к раствору хлорида натрия прилить бромную или йодную воду? Почему?
17. Взаимодействие хлора с металлами. Получить в сосуде 3 (рис.8) хлор взаимодействием МnO2 или КМnO4 с концентрированной соляной кислотой, наполнить хлором два небольших сухих сосуда, на дно которых насыпано немного сухого песка. Открыть один сосуд с хлором и с кальки всыпать небольшое количество измельченной в порошок сурьмы. Что происходит при этом? Во второй сосуд с хлором щипцами внести нагретый на пламени пучок тонких медных проволочек (или кусочек медной фольги). Отметить наблюдаемое.
18. Взаимодействие хлора с фосфором. Наполнить сухую пробирку хлором, и на кончике шпателя стряхнуть в нее красный фосфор. Что наблюдается?
19. Взаимодействие иода с металлами (опыт проводят два студента дпя всей группы). В сухой фарфоровой чашке смешать 0,1 г цинковой или алю-миниевой пыли и 0,8 г мелко растертого иода, в смесь внести 2‒3 капли воды. Что происходит? Указать роль воды в этой реакции, предложить ее механизм.
20. Взаимодействие иода с хлором. В сухую пробирку поместить несколько кристалликов иода и нагреть их. При появлении паров иода прекратить нагревание, опустить конец газоотводной трубки от прибора для получения хлора в пробирку с парами иода и пропускать хлор. Что получается при взаимодействии хлора с иодом?
Получение галогеноводородов и галогеноводородных кислот
Галогеноводороды могут быть получены прямым синтезом:
Н2 + Г2 = 2НГ,
обменными реакциями:
CaF2(т) + H2SO4(конц.) = CaSO4 + H2F2(г),
2NaCl(т) + H2SO4(конц.) = Na2SO4 + HCl(г),
NaBr(т) + H3PO4(ж)NaH2PO4 + HBr(г),
NaI(т) + Н3РO4(ж) NaH2PO4 + HI(г)
или в процессе гидролиза галогенидов фосфора (III):
РГ3 + ЗН2O = НзРОз + ЗНГ
Термодинамическая стабильность этих соединений уменьшается в ряду HF‒ HI, о чем можно судить по величинам изменения энергии Гиббса образования галогеноводородов:
HF(r) НС1(г) НВг(г) Н1(г)
Gºf кДж/моль ‒ 273 ‒ 94 ‒ 51 + 1,8
21. Получение хлороводорода и соляной кислоты. В пробирку с газоотводной трубкой насыпать ~ 1 г NaCI, смочить хлорид натрия водой, прилить 2‒3 мл конц.Н2SO4 и слегка подогреть. Что наблюдается, если к газоотводной трубке поднести влажную лакмусовую бумажку, а также стеклянную палочку, смоченную концентрированным раствором аммиака? Наполнить выделяющимся хлороводородом сухую пробирку (конец газоотводной трубки опустить до дна пробирки). Как только над отверстием пробирки появится белый дым (чем это вызвано?), закрыть отверстие пробкой или пальцем, перевернув пробирку, погрузить ее в сосуд с водой и открыть. Осторожно покачать пробирку, наблюдать поглощение HCl водой и поднятие уровня раствора в пробирке. После окончания поглощения хлороводорода пробирку закрыть и вынуть из воды. Проверить среду полученного раствора с помощью лакмуса и действием раствора на магний или цинк.
Пользуясь справочной литературой, указать растворимость хлороводорода в воде. Почему подобной реакцией взаимодействия NaBr и NaCl с конц. H2SO4 нельзя получить чистые HBr и HI?
22. Получение иодоводорода и иодоводородной кислоты гидролизом иодида фосфора(Ш). В сухую пробирку, вертикально закрепленную в штативе, поместить 0.1 г растертого иода и 0,4‒0,5 г красного фосфора. Дав иоду с фосфором прореагировать, в пробирку влить с помощью пипетки по каплям 1‒1,5 мл воды (воду приливать осторожно, так как реакция гидролиза иодида фосфора протекает бурно). Пробирку, с реакционной смесью плотно закрыть пробкой с газоотводной трубкой (прибор подобен изображенному на рис. 9) и слегка подогреть. Выделяющийся газ собрать в две пробирки: в сухую и в пробирку с водой. Первую пробирку с газом плотно закрыть заранее подготовленной пробкой и поставить в штатив-. Полученный раствор вр второй пробирке испытать на лакмус, с частями раствора провести реакции с нитратом серебра, ацетатом свинца и металлами (например цинком, магнием). О чем свидетельствуют эти реакции?
Первую пробирку с газообразным иодистым водородом закрепить вертикально в штативе. Чуть ослабив пробку, чтобы газ мог свободно просачиваться наружу, подогреть пробирку до образования фиолетовых паров. Что представляют собой эти пары? Сделайте вывод о термодинамической стабильности газообразного иодоворода (см. приложение 1).
Сравнение восстановительных свойств галогенидов
Восстановительная активность ионов в ряду Сl−–Вг−‒I− возрастает. Если хлорид-ион проявляет свои восстановительные свойства при взаимодействии с сильными окислителями (КМnO4), то бромид- и иодид-ионы окисляются (хотя и по-разному) более мягкими окислителями.
23. Окисление бромид- и иодид-ионов концентрированной серной кислотой. В одну из пробирок внести несколько кристалликов КВг, в другую ‒ KI. В обе пробирки добавить по 0,5‒1 мл конц. H2SO4. Установить выделение в первой пробирке окрашенного продукта и газа с резким запахом (какого?), а во второй ‒ окрашенного продукта и появление газа с характерным запахом (какого?). Во второй пробирке возможно появление налета серы на стенках пробирки в результате параллельно идущей окислительно-восстановительной реакции. Сравнив продукты реакций взаимодействия галогенид-ионов (Сl−, Вг−, I−) с концентрированной серной кислотой, сделать вывод об их относительной восстановительной способности. Подтвердить вывод, используя зна-чения стандартных электродных потенциалов (приложение 2).
Оксосоединения галогенов
При взаимодействии галогенов (С12, Вг2) с холодными растворами щелочей в растворах образуются гипогалогениты(NaCIO, NaBrO), обладающие сильными окислительными свойствами. Из горячих щелочных растворов галогенов можно выделить оксогалогенаты (V) (КСlOз). Хлорат, перхлорат калия проявляют окислительные свойства в основном в твердом состоянии; бромат калия ‒ в растворе. Кислые растворы хлората калия проявляют окислительные свойства за счет образования в растворе хлорноватой кислоты, разлагающейся с выделением СlO2 ‒ окислителя:
3НСlO3 = 2СlО2 + НСlO4 + Н2O
Получение оксогалогенатов(I и V) натрия, кальция и калия
24. Получение гипохлорита натрия. В пробирку 1 (рис.9) внести 10‒15 капель 2 мольл раствора едкого натра, поместить ее в стаканчик с холодной водой. В цилиндрическую пробирку 2, снабженную пробкой с газоотводной трубкой, поместить несколько кристалликов перманганата калия, 1‒2 капли воды и 3‒4 капли концентрированной соляной кислоты (= 1,19 г/см3). Пробирку закрепить в штативе. Опустить конец газоотводной трубки в раствор едкого натра и пропустить через него выделяющийся из пробирки 2 хлор в течение 2‒3 мин. Если хлор выделяется недостаточно энергично, то смесь в пробирке 2 слегка подогреть так, чтобы пары выделяющегося хлора не были горячими. Чтобы щелочной раствор не засосало в пробирку 2, по окончании опыта убрать газоотводную трубку из пробирки 1, не прекращая нагревания пробирки 2.
Полученный раствор гипохлорита натрия разделить на несколько частей; испытать действие раствора на разбавленные растворы индиго, фуксина, на окрашенную ткань; проверить наличие в растворе хлорид-ионов, одну из частей щелочного раствора хлора оставить для проведения опыта 28. К какому типу ОВР относится реакция взаимодействия хлора с едким натром на холоду? Чем обусловлены отбеливающие свойства "жавелевой воды"?
Получение гипохлорита кальция (тяга!). В пробирку с 1 г чистой гашеной извести (гидроксид кальция) добавить 10 мл воды и хорошо перемешать. Пробирку поместить в стакан с холодной водой или со льдом (почему необходимо охлаждение?). Через смесь пропускать хлор, полученный по реакции взаимодействия КМnO4 с конц. HCl (рис. 9). Написать уравнение реакции взаимодействия хлора с гидроксидом кальция на холоду.
Нерастворившиеся вещества в охлаждаемой пробирке отфильтровать, небольшое количество фильтрата проверить на присутствие хлорид-ионов; испытать действие остальной части фильтрата на раствор индиго или фуксина и на окрашенную ткань Объяснить наблюдаемое.
Получение бромноватистой кислоты. В пробирку внести 3‒5 капель бромной воды и добавлять по каплям 2 моль/л раствор едкого натра до полного исчезновения бурой окраски брома. Почему раствор обесцвечивается?
К полученному бесцветному раствору прибавлять по каплям 1 моль/л раствор серной кислоты до кислой реакции по лакмусу. Объяснить появление желтой окраски раствора. Написать уравнения реакций получения бромноватистой кислоты и ее разложения. Какая из этих реакций относится к окислительно-восстановительным?
27. Получение хлората калия. В пробирку, содержащую 2‒3 мл горячего концентрированного раствора КОН и помещенную в горячую воду, пропускать в течение 3‒5 мин поток хлора, полученного взаимодействием КМnO4 с конц. HCI (рис. 9). После охлаждения раствора наблюдать выпадение кристаллов хлората калия в пробирке. Как диспропорционирует хлор в горячем растворе КОН?
Свойства оксосоединений галогенов
28. Окисление марганца(П) гипохлоритом натрия. В пробирку внести 3‒ 4 капли раствора сульфата марганца и добавить 2‒3 капли раствора гипохлорита натрия, полученного в опыте 24. Объяснить наблюдаемое выделение осадка оксида марганца(IV) и газообразного хлора.
29. Окисление диоксида марганца хлоратом калия. В тигель поместить два микрошпателя хлората калия КСlO3и кусочек едкого натра величиной с рисовое зерно (брать пинцетом!).Тигепь поставить на асбестовую сетку, помещенную на кольцо штатива, и подогреть пламенем горелки до расплавления веществ. В расплавленную массу осторожно внести порошок диоксида марганца на кончике микрошпателя. Продолжить нагревание до появления зеленой окраски манганата калия К2МnО4
30. Получение и растворимость хлората серебра в воде. В пробирку поместить одну каплю насыщенного раствора хлората калия и 2‒3 капли воды. Добавить 1‒2 капли раствора нитрата серебра. Сделать вывод о растворимос-ти хлората серебра АgСlO3 в воде.
31. Окисление иода хлоратом калия в кислой среде. В пробирку внести 5-6 капель насыщенного раствора хлората калия КСlO3, 1‒2 кристаллика иода и 1‒2 капли концентрированной серной кислоты. Закрепить пробирку в штативе слегка наклонно. Осторожно нагреть содержимое пробирки до кипения. Наблюдать выделение газа. Подержать над отверстием пробирки иодкрахмальную бумажку, определить, какой газ выделяется Прекратить нагрева-ние. Доказать присутствие в растворе ионов IO−3, добавив к 2‒3 каплям полученного раствора по 2‒3 капли воды и раствора нитрата серебра. Наблюдать выпадение осадка иодата серебра.
Чем объяснить возможность вытеснения свободным иодом хлора из его кислородного соединения КСlО3? Возможна ли реакция вытеснения хлором иода из соединения КIO3? Ответ обосновать.
Восстановление иодата калия иодидом калия. В пробирку поместить 2‒3 капли раствора иодида калия и 1‒2 капли 1 моль/л раствора серной кислоты, добавлять по каплям раствор иодата калия КIO3 до изменения цвета раствора. На выделение какого вещества указывает бурая окраска раствора? Внести в раствор 1‒2 капли раствора крахмала. Что наблюдается?
33. Восстановление бромата калия бромидом калия. В пробирку внести 5‒6 капель раствора бромата калия, столько же раствора бромида калия и 1‒2 капли 2 моль/л раствора соляной кислоты. Об образовании какого вещества свидетельствует появление желтой окраски раствора?
Какое применение бромид-броматная смесь находит в аналитической практике? Привести примеры.
34. Окислительные свойства хлората калия в разных средах. В две пробирки внести по 3‒4 капли насыщенного раствора КСlO3, в одну из пробирок прилить несколько капель разбавленной серной кислоты, в обе пробирки до-бавить по 3‒4 капли раствора KI. Сравнить и объяснить результаты опытов, используя стандартные восстановительные потенциалы Еº полуреакций:
I2 + 2e- → 2I-, = + 0,54 B;
ClO‒3 + 3H2O + 6e- = Cl‒ + 6OH‒, + 0,63 B;
ClO-3 + 3H2 + 6e- = Cl‒ + 6H2O, + 1,45 B.
4.5. Дополнительные опыты
Изучение взаимодействия фтористого водорода со стеклом (опыт выполняется с разрешения преподавателя, требует большой осторожности, выполняется под тягой). Поверхность стеклянной пластинки покрыть тонким слоем парафина, дать парафину застыть, написать или нарисо-вать что-либо на пластинке гвоздем.
Меньше четверти объема свинцового тигля заполнить фтористым кальцием, прилить 2‒3 мл концентрированной серной кислоты, тигель подогреть на песчаной бане до выделения паров HF, снять его щипцами и установить на под тяги. Закрыть тигель стеклом (парафином вниз). После того, как тигель остынет, снять стекло щипцами, промыть его тщательно водой, удалить парафин соскабливанием и нагреванием, установить травление стекла фтористым водородом, записать уравнение реакции.
Установление времени достижения равновесия в системе I2 ‒ С2Н5ОН. Около 0,3 г иода поместить в колбочку, содержащую 10‒15 мл этанола, включив одновременно секундомер. Содержимое колбочки перемешивать на магнитной мешалке и через каждые 30‒60 с в аликвоте измерять величину оптической плотности с помощью фотоэлектроколориметра. После достижения постоянного значения оптической плотности в спиртовом растворе иода построить график зависимости оптическая плотность (D) ‒ время (τ), указать время достижения равновесия в системе I2 ‒ С2Н5ОН.
Предварительными опытами, пронаблюдав окраску иода в этаноле, установить рабочий интервал длин волн (светофильтр) по принципу дополнительных спектральных цветов:
4.6. Синтезы соединений галогенов
Получение моногидрата трииодида калия КI3·Н2O. Трииодид калия получают по реакции
KI + I2 = КI3.
В насыщенный при нагревании раствор иодида калия добавить теоретически рассчитанное количество иода, смесь после полного растворения иода охладить до 0°С, после чего выкристаллизованный КI3·Н2O отделить фильтрованием, промыть ледяной водой. Осадок представляет собой темно-коричневые кристаллы, плавящиеся в закрытой трубке при 38 ºС; при 225 °C выделяется иод и образуется KI.
2. Получение иодата калия. Иодат калия КIO3 получают по реакции
KI + 2КМnO4 + Н2O = КIO3 + 2МnO2 + 2 КОН
В колбе на 100 мл растворить 3 г перманганата калия в 75 мл горячей дистиллированной воды и добавить 1,5г иодида калия в виде концентрированного водного раствора. Смесь нагреть на кипящей водяной бане ~ 30 мин и удалить избыток КМnO4 медленным добавлением этилового спирта (при этом раствор обесцвечивается). Раствор отфильтровать. Фильтрат подкислить уксусной кислотой и упарить на водяной бане до начала кристаллизации. Выделившиеся кристаллы КIO3 быстро отсосать на воронке Бюхнера, промыть 10 мл спирта и высушить при 60 °С. Маточный раствор еще раз упарить до начала кристаллизации. Соль КIO3 имеет кубические кристаллы, растворимость соли в 100 г воды при 20 С составляет 8,1 г, tпл = 560 °С.
3. Получение бромата калия. Бромат калия КВrO3 получают по реакции
6КОН + ЗВг2 = КвrO3 + 5КВг + ЗН2О
В 6,2 мл воды растворить 6,2 г КОН и к раствору (под тягой!) по каплям осторожно добавить 8 г брома. Сначала появляется устойчивая желтая окраска, а затем выпадают мелкие кристаллы КВгО3. Раствор при этом разогревается; после охлаждения раствора кристаллы отфильтровать и перекристаллизовать из 13 мл кипящей воды. Растворимость в 100 г воды при 20 °С у КВrO3 составляет 6,9 г, а у КBr – 65,6 г.
Получение хлората калия. Хлорат калия КСlO3 (бертолетова соль) получают по реакции взаимодействия хлора с раствором гидроксида калия при нагревании
6КОН + ЗС12 = КСlO3 + 5KCI + ЗН2O
Синтез проводят под тягой. В стакан 1 (рис.10) налить 15‒20 мл 50%-ного раствора гидроксида калия, нагреть его почти до кипения и пропустить ток хлора, полученного взаимодействием КМnO4 с конц. HCI в колбе Вюрца 2 и очищенного концентрированной серной кислотой от хпороводорода в склянке 3. К выходному отверстию газоотводной трубки 4 присоединить маленькую воронку 5, широкая часть которой должна лишь слегка прикасаться к нагретому раствору гидроксида калия. Следить за тем, чтобы отверстие газоотводной трубки не забивалось получающимися солями. Как убедиться, что реакция закончена? Выделившиеся кристаллы отфильтровать на воронке Шота. Перекристаллизовать соль из минимального количества горячей воды.
KMnO4(10-15г) H3SO4 (конц.)
Рис.10. Установка для синтеза хлората калия
Хлорат калия ‒ бесцветное кристаллическое вещество, устойчивое на воздухе, сильный окислитель. Препарат, загрязненный примесями (С, Р и др.), нельзя нагревать, растирать в ступке (возможен сильный взрыв!). Растворимость в 100 г воды при 20 ºС у КClO3 составляет 7,29 г, у KCl ‒ 34,23 г.
4.7. Задания для самостоятельной работы
11. Построив диаграмму МО для молекулы иода I2, покажите, каким электронным переходом в молекуле обусловлена фиолетовая окраска паров иода.
12. Укажите характер изменения стандартных электродных потенциалов и окислительной активности в ряду в ряду свободных галогенов.
13. Для реакции гидролиза галогенов
Г2 + Н2О ⇆ НГ + НОГ
приводятся константы гидролиза:
Галоген Cl2 Br2 I2
Kh 3·10‒4 4·10‒9 5·10‒13
Объясните характер изменения констант гидролиза в ряду галогенов. Запишите выражение константы равновесия гидролиза и укажите, в каком направлении смещается равновесие при добавлении к водному раствору галогена кислоты, щелочи.
14. Для реакции
Cl2 + 2е- = 2Сl‒
Eº = 1,36 В. Определите, будет ли хлор окислять NO2 до NO3̅.
15. Для реакции образования полигалогенидных ионов
Г2 + Г ⇆ Г3−
константы равновесия равны 0,2; 16; 700 для хлора, брома и иода соответственно. Объясните характер и причину изменения устойчивости в ряду ионов С13− ‒ Вг3− ‒ I3−.
16. Энергии связи в молекулах Н2 и Cl2 составляют 435,34 и 248,79 кДж/моль соответственно. Энергия ионизации водорода(1314,4 кДж/моль) и сродство атома хлора к электрону (364,18 кДж/моль) являются изменением стандартных энтальпий в реакциях:
H(г) ‒ e- = H+(г)
Cl− ‒ e- = Cl(г)
Определите стандартные энтальпии образования газообразного иона водорода и газообразного иона хлора.
Почему нельзя получить иодиды элементов в высших степенях окисления, хотя хлориды и бромиды получаются?
Почему фтор нельзя получить при электролизе водных растворов NaF?
Объясните характер изменения температур плавления в ряду фторидов р-элементов:
Фторид TeF6 SbFs SnF4 lnF3 ,
t °C ‒ 39 (возг) 8 400 1172
20. Укажите, как изменяются кислотно-основные свойства в ряду фторидов NaF(т)‒MgF2(т)‒AF3(т)‒SiF4(ж). Подтвердите рассуждения написанием возможных реакций между указанными бинарными фторидами.
21. Определить степень ионности связи в указанных молекулах по величинам наблюдаемых дипольных молекул μ и межядерным расстояниям d:
HF HCl HBr HI ICl CsCl
μ, D 1,74 1,03 0,78 0,38 1,0 10,5
d, Å 0,92 1,27 1,41 1,61 2,32 3,46
22. По известным значениям энергии диссоциации F2, Н2 и HF (155; 432,1; 565,7 кДж/моль соответственно) вычислите энтальпию образования HF(r) и сравните это значение с табличным ∆Hºf (HF).
23. Укажите, какие хлориды могут быть получены при непосредственном взаимодействии простых веществ: АC13(т), FeCl3(т), FeCl2(т), ZnCl2(т). Какие из этих веществ могут быть получены при взаимодействии металлов с соляной кислотой? Объясните.
24. Объясните тот факт, что разбавленные растворы НСlO4 устойчивы, жидкая НСlO4 при нагревании взрывается, а соль хлорной кислоты КСlO4 разлагается при более высокой температуре (400 ºС).
25. Используя значения стандартных электродных потенциалов соответствующих полуреакций, укажите, пройдут ли реакции в следующих системах: а) нейтральный, кислый растворы КСlO3 и раствор KI; б) раствор KI и хлорная воды (избыток); в) растворы НIO3 и Na2SO3. Запишите уравнения реакций.
26. Предскажите последовательность увеличения степени ионности связи в молекулах ClF, BrF, IF. У какой из молекул, BrF или IF, больше дипольный момент?
27. При высоких давлениях в присутствии некоторых газов вода "затвердевает" с образованием структуры, в которой содержится 46 молекул воды в одной элементарной ячейке. Хлор в таких условиях образует "гидрат" (клатрат) приблизительного состава Cl2·7,3H2O. Объясните состав указанного соединения.
До какого объема необходимо разбавить 2,94 мл 34 моль/л раствора HCl для получения 0,1 моль/л раствора соляной кислоты?
29. Сколько литров 39%-ного раствора соляной кислоты с плотностью
р = 1,19 г/см3 можно получить из 1 т технической поваренной соли, содержащей 8%(мас.) посторонних, без хлора, примесей? Сколько литров 98%-ной H2S04 (р =1,34 г/см3) потребуется для взаимодействия с этим количеством соли? Реакция протекает по уравнению
2NaCl + H2SO4 = 2HCl + Na2SO4
30. Как изменяется порядок, энергия и длина связи в ряду частиц F2+, F2º, F2− ?
31. Одинаковыми или разными будут химические связи твердого, жидкого или газообразного хлора? Ответ мотивируйте.
32. В промышленности свободный иод получают действием на разбавленные подкисленные растворы иодидов нитритом натрия. Почему в качестве окислителя не используют более дешевый газообразный хлор?
33. Жидкие HCl, НВг и HI (в отличие от жидкого HF) не реагируют с металлами, оксидами и карбонатами металлов. Чем это можно объяснить?
34. В пробирках без этикеток находятся NaF, Nal, NaBr и NaI (все ве-щества белого цвета). Имея неограниченный выбор дополнительных реакти-вов, предложите химические способы идентификации указанных веществ.
35. Укажите промышленный способ получения белильной извести, для которой технический продукт имеет состав
- Неорганическая химия
- Часть I. Классификация и номенклатура неорганических соединений
- Тема 1. Номенклатура неорганических соединений
- 1.2. Семинар 1. Классы и номенклатура неорганических соединений
- Часть II. Химия неметаллов
- Тема 3. Водород
- 3.1. Теоретическая часть
- 3.2. Семинар 3. Соединения водорода. Получение и применение водорода
- 3.3. Подготовка к лабораторной работе
- 3.6. Синтез гидрида кальция
- Тема 4. Галогены
- 2. Окислительные свойства свободных галогенов
- XCa(oci)2 · yCaCl2 · zCa(oh)2 · nН2o.
- Тема 5 элементы главной подгруппы шестой группы
- 5.3. Сера и элементы подгруппы селена
- 5.3.1. Теоретическая часть
- Тема 6. Элементы главной подгруппы пятой группы
- Тема 7. Углерод. Кремний. Бор
- 7.2. Семинар 9. Углерод. Соединения кремния и бора
- 7.3. Углерод
- Дициан цианистый цианамид циановый роданистый
- 7.4.3. Лабораторная работа. Кремний и его соединения
- 7.6. Синтезы соединений бора
- 7.7. Задания для самостоятельной работы
- Приложение 4. Атомные радиусы:
- Часть II
- Часть III