logo
Скорик для первого курса / Скорик, неорг

Тема 5 элементы главной подгруппы шестой группы

5.1. Общая характеристика главной подгруппы

Атомы элементов главной подгруппы шестой группы периоди­ческой системы О, S, Se, Те, Ро имеют электронную конфигурацию валентных электронов ns2np6, где п может принимать значения от 2 до 6. При обсуждении химических свойств указанных элементов удобно химию характеристических элементов ‒ кислорода и серы ‒ рассматривать отдельно. Характеристическим элементам второго и третьего периодов периодической системы присуще значительное изменение свойств вдоль периода.

В связи с закономерным увеличением радиуса атома, умень­шением энергии ионизации, электроотрицательности и способности к π-связыванию в ряду О, S, Se, Те, Ро закономерно изменяются свойства простых веществ и соединений элементов.

1. Уменьшается неметаллический характер элементов: так, ес­ли диоксид серы SO2 является кислотным оксидом с молекулярной решеткой, то у теллура и полония оксиды состава ЭО2 имеют уже ионную решетку и у них ослабевают кислотные свойства:

ТеO2 + 4HCl = ТеСl4 + 2Н2O

2. Изменяется состав молекул и свойства простых веществ. Если кислород при нормальных условиях образует островные моле­кулы O2 с σ- и π-связями, то такие молекулы серы и селена имеют место лишь при высоких температурах, а при нормальных условиях образуются циклические молекулы S8, Se8; кристаллы серых моди­фикаций Se, Те образованы зигзаго-образными цепями. В ряду простых веществ O2 ‒ Ро тип решеток изменяется от молекулярной до металлической; кислород и сера ‒ диэлектрики, селен и теллур ‒ полупроводники, полоний имеет металлическую проводимость.

3. Наблюдается увеличение координационного числа (к.ч.) ато­ма (SF6, [TeF8]2‒); имеется тенденция к уменьшению стабильности высшей степени окисления.

  1. В ряду газообразных ковалентных гидридов состава Н2Э уменьшает-ся термодинамическая стабильность, в их водных раство­рах увеличивается кислотный характер (Н2O ‒ амфолит, H2Se – слабая кислота).

5.2. Кислород

5.2.1. Теоретическая часть

Строение валентного электронного уровня атома кислорода выражается схемой

⇅ ↑ ↑2p

⇅2s

Валентные возможности атома кислорода могут быть охарак­теризованы ковалентностью, степенью окисления (с.о.), координаци­онным числом. Отсутствие возможности промотирования электронов на высшие энергетические уровни (в отличие от атомов серы, селе­на, теллура) обуславливает двухковалентность кислорода за счет двух неспаренных электронов, как например, в воде

О ?

Н Н ,

аза счет неподеленных пар ковалентность может быть повышена до трех, как в пирамидальном ионе гидроксония

[Н –О–Н]

H

В ионных или частично ионных оксидах, имеющих трехмерную решетку (ZnO, ThO2, Cu2O), а также в некоторых карбоксилатных комплексах бериллия Be4О(ОCОR)6 к.ч. кислорода равно четырем.

Для кислорода характерной степенью окисления является – 2 (Na2O), проявляет кислород также степени окисления Рис. 9. Прибор для получения Рис. 9. Прибор для получения – Рис. 9. Прибор для получения 1 (Na2O2), +1 (O2F2), +2 (OF2) может существовать в виде оксигенильного пара­магнитного катиона O2+ (O2PtF6). Без разрыва связи O Рис. 9. Прибор для получения – O кислород способен входить в качестве лиган-да в комплексные соединения (lrCl(CO)O2(PPh3)2, где PPh3 – трифенилфос-фин). В супероксидах(Cs02) атом металла имеет с.о. +1, а анион является анион- радикалом O2-, так как молекула O2, имея два неспаренных электрона, стремится к захвату чужого электрона.

В общем, молекулярный кислород участвует в следующих ре­акциях:

1/2О2(г) → О(г), ∆Н0 = 246,8 кДж/моль;

О(г) + 2е- → О2-(г), ∆Н0 ≈ 700 кДж/моль;

О2 + е¯ → О2-,

О2 + 2е- → О2

- потеря электрона молекулой кислорода с образованием диоксигенил-катиона

О2 – е- → О2+

О2 + О → О3?∆Н0 = – 144,4 кДж/моль,

а присоединение к молекуле кислорода атома кислорода с образованием по-лиморфной модификации озонид-иона

О3 + е- → О3-

Такие ионы кислорода, как оксид-ион О2-, пероксид-ион О22-, надпе- роксид -ион О2-,. в водных растворах существовать не могут, подвергаются реакции протолиза, образуя основания:

О2- + Н2О = 2ОН-, О22- + Н2О = НО2- + ОН", 2О2ˉ + Н2О = О2 + НО2ˉ + ОН-

В кристаллических твердых телах существуют ионы с указанной ниже электронной структурой:

?

Этим ионам соответствуют следующие классы соединений :

Многообразием свойств отличается класс оксидов(кислотные, основ-ные, амфотерные, безразличные, нестехиометрические). При взаимодейст-вии амфотерных оксидов (BeO, Al2О3, Ga2О3, SnО2, РЬО2, РbО) с основаниями в растворах получаются гидроксосоли, а при взаимодействии в расплаве – оксосоли:

РbО + 2NaOH Na2[Pb(OH)4], РbО + 2NaOH Na2PbO2 + Н2O ?

5.2.2. Семинар 5. Кислород, его соединения

  1. Развитие представлений о процессах окисления веществ, роль фло-гистонной теории. Промышленные способы получения ки­слорода, примене-ние его в технике, использование для получения синтез-газа (СО + Н2).

  2. Оксиды, надпероксиды водорода и металлов, получение и свойства Супероксиды, озониды металлов.

3. Различные способы классификации оксидов: по типу связи Э-O и строению (мономерные молекулярные, полимерные молеку­лярные и ионные оксиды); по кислотно-основным свойствам прояв­ляемым оксидами в реакции с водой (основные, амфотерные, ки­слотные свойства оксидов по теории Усановича); по величине эн­тальпии образования оксидов, как мере прочности связи ЭО и др.

Упражнения

    1. Приводятся длины связи O-O и энергия диссоциации моле­кулы и молекулярных ионов кислорода:

O2+ O2 O2- O22-

l, Å 1,123 1,207 1,300 1,490

Ед, кДж/моль 641 493  394

Постройте приблизительную энергетическую диаграмму молекуляр­ных орбиталей (МО) для указанных соединений, запишите электрон­ные формулы МО, определите кратность связи как полуразность числа связывающих и раз-рыхляющих электронов. Укажите, как со­гласуется характер изменения l, Ед с порядком связи, с характером распределения электронов по МО. Какие из указанных частиц обла­дают парамагнитными свойствами?

    1. Объясните характер изменения в периоде эффективного за­ряда на атоме кислорода в оксидах и сопоставьте характер этого из­менения с химической природой оксидов:

Оксид Li2O ВеО В2O СO N2O

σэф(О) -0,80 -0,35 -0,24 -0,11 -0,05

3. Сравните строение воды в различных агрегатных состояниях. Почему лед легче воды, а при повышении температуры воды от 00 до 40С объем ее уменьшается?

  1. В чем состоят принципы использования озона и пероксида водорода в очистке сточных вод?

  2. Молекула дикислорода является неполярной и парамагнит­ной, а мо-лекула озона - полярная и диамагнитная. Дайте объяснения этим фактам.

  3. Используя метод валентных связей, укажите геометрическую форму молекулы OF2 и сравните результат с геометрией молекулы Н2O. Укажите, какая из этих молекул более полярна.

  4. Объясните различия в температурах кипения обычной воды Н2О (100,00°С) и тяжелой воды D2О (101,43°С).

Литература к семинару

      1. Ре ми Г. Курс неорганической химии. Т. 1. - М.: ИЛ, 1963,-С. 735-750.

      2. Некрасов Б. В. Основы общей химии. T.1. - М.: Химия, 1973,- С.34-62.

      3. Ах м е т о з Н. С. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1988,- С. 297-309.

      4. Кемпбел Дж. Современная общая химия. 4.2. - М.: Мир, 1S75.- С.

      5. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая хи­мия. 4.2. - М.: Мир, 1969,- С. 195-220.

      6. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Основы неорганической химии. - М.: Мир, 1979,-С. 355-368.

      7. Анорганикум. Т.1/ Под ред. Л. К о л ь д и ц а. - М.: Мир, 1984,- С. 469-485.

      8. П о л и н г Л. Общая химия. - М.: Мир, 1974.- С. 195-197.

      9. Спицын В. И., М а р т ы н е н к о Л. И. Неорганическая химия. 4.1. -М.: МГУ, 1991,-С. 7-26, 36-41.

      10. У г а й Я. А. Неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1989,- С. 311-315.

      11. Браун Т., Л е м е й Г. Ю. Химия - в центре наук. 4.2. - М.: Мир, 1983,-С. 299-305.

      12. Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической хи­мии. - М.: Мир, 1984,- С. 42-47.

      13. Волков В. А., В о некий Е. В., Кузнецова Г. И. Выдаю­щиеся химики мира. -М.: Высшая школа, 1991,-С. 511-512.

5.2.3. Подготовка к лабораторной работе

        1. Как получают в лаборатории и промышленности озон, пероксид водорода? Привести уравнения реакций. Какие требования предъявляются к хранению пероксида водорода и на чем они осно­ваны?

Сравнить окислительную активность О2, О3 и Н2О2 в кислой среде на основании значений стандартных потенциалов соответст­вующих реакций (приложение 2).

        1. Привести графические формулы ВаО2 и SnО2, дать название этих соединений по системе ИЮПАК.

        2. Записать уравнения реакций, протекающих при растворении в воде Na2О, Na2О2, RbО2.

        3. При прокаливании в токе водорода двух оксидов одного и то­го же металла найдено, что из 1 г одного оксида образуется 0,1258 г воды, а из 1 г другого - 0,2263 г воды. Определить эквивалентные массы металла в соот-ветствующих оксидах. Что это за металл?

        4. Записать продукты реакций, подобрать коэффициенты:

MnCl2 + Н2O2 + КОН→ МnO2 + ...

Na[Cr(OH)4] + Н2О2 + NaOH

K2Cr2O7 + Н2O2 + H2SO4 → Na2CrO4 + ….

SO2 + Н2O + О3

        1. С помощью Na2O2 можно регенерировать воздух для дыха­ния, очи-щая его от СО и СO2. Написать уравнения реакций.

        2. При взаимодействии SO2 и O2 концентрация последнего уменьши-лась за 1 ч на 0,25 моль/л. Как изменится при этом концен­трация SO2 и чему равна средняя скорость реакции?

        3. После прохождения воздуха через озонатор плотность его повыси-лась на 6%. Сколько процентов озона содержится в таком озонированном воз-духе?

        4. Составить краткий план выполнения лабораторной работы.

5.2.4. Лабораторная работа

Кислород, озон. Соединения кислорода

Получение кислорода

Кислород в лаборатории получают чаще всего термическим разложени-ем веществ (КМnО4, КСlO3, МnO2, KN03, HgO). Найдите в справочнике тем-пературы плавления и разложения указанных со­единений.

1. Получение кислорода термическим разложением HgO, KMnO4. В две сухие пробирки поместить по 23 микрошпателя оксида ртути (II), перманга-ната калия, укрепить пробирки вертикально в шта­тиве и нагреть в вытяжном шкафу пламенем горелки; присутствие кислорода обнаружить внесением в пробирку тлеющей лучинки. Ос­тавшуюся в пробирке после проведения опы-та ртуть перенести в сливы для ртути. Написать уравнения реакций разложе-ния твердых веществ, привести схему перемещения электронов при внутри-моле­кулярном процессе окисления-восстановления.

2. Получение кислорода разложением хлората калия. Получе­ние кислo-рода из хлората калия требует соблюдения правил тех­ники безопасности, так как КСlO3 взрывается при растирании, ударе, соприкосновении с вос-становителями (например, углеродом).

В сухую пробирку поместить 23 микрошпателя кристаллов хло­рата калия КСlOз, укрепить пробирку в штативе, нагреть до плавле­ния соли, испытать выделение кислорода тлеющей лучинкой (уголек лучинки не должен попасть в расплавленную соль!). Прекратив на­гревание пробирки, внести в нее микрошпатель диоксида марганца, быстро испытать выделение кислорода. Сравнить интенсивность выделения кислорода в первом и втором случаях. Указать роль МnО2 в этой реакции.

  1. Получение кислорода разложением нитрата калия. Нагреть в пробир-ке 2‒3 микрошпателя нитрата калия до плавления, испытать выделение кислорода. Какие внутримолекулярные процессы проте­кают при нагревании KNO3?

Свойства кислорода

Молекулярный кислород реагирует при комнатной температуре или при нагревании с металлами и неметаллами, образуя оксиды; не реагирует с галогенами, благородными газами и несколькими благо­родными металлами; кислород может окислять и сложные вещества.

Взаимодействие кислорода с серой, углем и магнием. Перед постановкой опытов по изучению свойств кислорода необходимо его получить. Для этого пробирку, заполненную наполовину пробирку, поставленную отверстием вверх. Наполненные газом три пробирки закрыть плотно пробками и перенести в вытяжной шкаф. В каждую из трех пробирок с кислородом в железной ложечке внести зажженную на воздухе серу, раскаленные уголь, магниевую ленту. После сгорания веществ в пробирки добавить по пять капель воды, закрыть пробками, взболтать. В первые две пробирки внести по две капли лакмуса, в третью ‒ 1‒2 капли фенолфталеина. Отме­тить среду полученных растворов, написать уравнения всех реакций, указать химическую природу полученных оксидов.

Окисление кислородом гидроксида марганца(II). Газоотвод­ную трубку прибора для получения кислорода погрузить до дна про­бирки со взвесью Мn(ОН)2, полученной прибавлением к 5 каплям раствора MnSО4 2‒3 капель 2 моль/л рзствора NaOH. При пропуска­нии кислорода следить за изменением цвета осадка Мn(ОН)2, пере­ходящего в диоксид марганца.

Получение и свойства озона

Озон можно получать при электрическом разряде в озонаторе (см. рис.12) или химическим путем. Свойства озона характеризуются двумя основными чертами: нестойкостью его молекулы и сильным окислительным действием.

При работе с озоном необходимо учитывать, что при высокой концентрации разложение озона проходит со взрывом; примеси, особенно органические, увеличивают взрываемость озона. Озон очень токсичен, содержание его в 10‒5 %(об.) может считаться пре­дельно допустимым.

6. Получение озона взаимодействием персульфата аммония с концентрированной азотной кислотой. В вытяжном шкафу укрепить пробирку в штативе, поместить в нее 4 микрошпателя персульфата аммония (NH4)2S2O8 и 10 капель конц. HNO3 (р = 1,4 г/см3. Закрыть пробирку пробкой с отводной изогнутой трубкой и, нагревая пробирку слабым пламенем горелки, пропус-тить озон в растворы KI, индиго и MnSO4. В пробирку с раствором иодида калия опустить каплю рас­твора крахмала. Записать свои наблюдения, уравнения реакций по­лучения озона и окисления последним иодида калия и сульфата марганца(II) до МnO2.

Получение и свойства пероксида водорода

В кислой и щелочных средах пероксид водорода может быть окислителем

Н2O2 + 2Н+ + 2е = 2Н2О,

Н2O2 + 2е = 2ОН-

и восстановителем

Н2О2 ‒ 2е- = 2Н+ + О2 ,

Н2О2 + 2ОН − 2е = 2Н2О + О2,

причем окислительные свойства у пероксида водорода выражены сильнее восстановительных.

В разбавленных водных растворах Н2О2 обладает более силь­ными кислотными свойствами, чем вода:

Н2О2 ⇆ Н+ + НО2-, К = 1,5·1012,

Н2О ⇆ Н+ + ОН-, К= 1,86·10‒16.

7. Получение пероксида водорода взаимодействием ВаО2 с серной кислотой. Пробирку с 2,5 мл 1 моль/л раствора серной кисло­ты охладить снегом или льдом, внести в нее ~ 0,5 г ВаО2, после тща­тельного перемешивания в течение 5 мин прилить 5 мл воды, рас­твор отфильтровать от осадка, в части маточника обнаружить Н2О2 с помощью растворов KI и крахмала. Раствор пероксида водорода ис­пользовать для дальнейших опытов.

Указать, на каких свойствах основана реакция получения пероксида водорода, к какому классу неорганических соединений можно отнести Н2О2.

8. Разложение пероксида водорода. Поместить в пробирку 5 капель 3%-ного раствора Н2О2 и один микрошпатель МnО2(катализатор). Внести в пробирку тлеющую лучинку. Записать свои наблюдения, уравнение реакции, указать, какой ион пероксида является окислителем и восстановителем в реакции разложения Н2О2.

9. Окисление иодида калия пероксидом водорода в кислой среде. Поместить в пробирку 3‒4 капли раствора KI, одну каплю 1 моль/л раствора H24 и одну каплю 3%-ного раствора пероксида водорода. Раствор разбавить водой и внести в него 1‒2 капли раствора крахмала. Что наблюдается? Указать свойства, проявляемые пероксидом водорода в этой реакции.

  1. Окисление сульфида свинца пероксидом водорода. Взаимодействием растворов Pb(NО3)2 и (NH4)2S получить осадок сульфида свинца PbS, промыть его водой путем декантации, обработать 3%-ным раствором Н2О2. Объяснить изменение цвета осадка, указать свойства Н2О2 в этой реакции.

  2. Восстановление перманганата калия пероксидом водорода. К 4‒5 каплям раствора КМnO4 добавить 1 каплю конц H2SO4, по каплям вносить 3%-ный раствор Н2O2 до изменения окраски раствора. В уравнении реакции подобрать коэффициенты методом полуреакций указать свойства Н2О2.

5.2.5. Дополнительные опыты

1. Электролиз воды. Электролиз воды можно провести в легко собираемом приборе (рис. 11).

Чтобы уменьшить сопротивление электрическому току, U-образная трубка должна иметь близко отстоящие друг от друга колена. Отводные трубки можно припаять к боковым трубочкам U-образного сосуда, либо присоединить при помощи резиновых шлангов. Желательно пользоваться платиновыми электродами (можно пользоваться и угольными). Для изготовления платиновых электродов к

Рис. 11. Прибор для электролиза платиновой фольге приваривается

воды платиновая проволока.

Свободные концы платиновых проволок следует вывести через пробки таким образом, чтобы пробки были газонепроницаемы. Для этого платиновую проволоку продевают в ушко иголки и затем про­таскивают сквозь корковую пробку. Можно в пробки вставить толсто­стенные капилляры с впаянными в них платиновыми проволоками.

Перед электролизом готовят прибор, заполняя его раствором серной кислоты и водой, чтобы в нем не было воздуха. Для этого из прибора извлекают пробки, несущие электроды, на боковые отростки U-образного сосуда надевают резиновые шланги и зажимают их за­жимами. Реакционный сосуд полностью заполняют 1 моль/л раство­ром H24, вставляют пробки с электродами. В отводные стеклян­ные трубки необходимо насосать воды и присоединить их к боковым отросткам U-образного сосуда. В каждой из чашек с водой заранее необходимо установить наполненные водой трубки или бюретки. Подключить электроды к источнику электрического тока, собрать достаточные объемы газов, выключить ток. Убедиться, что отноше­ние объемов полученных водорода и кислорода равно 2:1.

2. Получение озона в озонаторе. Озонатор состоит из трубки длиной около 30 см (рис.12).

Втрубку впаяна платиновая проволока, снаружи трубка обмотана второй проволокой. Наружный конец первой проволоки и один конец внешней проволоки соединяют со вторичной обмоткой катушки или трансформатором. Таким образом, проволоки нигде не контактируют друг с другом, но когда катушка работает, внутри находящегося в трубке кислорода происходит тихий разряд. В этом разряде образование озона идет, вероятно в две стадии:

Рис.12. Прибор для получения озона

(озонатор)

О2 = О + О,

О + О2 = О3

Выполнение работы. Собрать прибор, как указано на рис.12. Через склянку Дрекселя 1, заполненную конц. H24, и озонатор 2 из газометра пустить медленный ток кислорода. С помощью препода­вателя или лаборанта включить индукционную катушку. Под выход­ную трубку озонатора поставить стакан с раствором KI, в который внести несколько капель крахмала (конец трубки озонатора не нужно опускать в раствор иодида калия). Что наблюдается в стакане?

5.2.6. Синтезы оксидов элементов

Оксиды металлов могут быть получены окислением металлов (Zn, Ge, Fe, Сu) или их соединений (TiCl3) кислородом, озоном, азот­ной кислотой; гидролизом хлоридов (SbCl3, GeCl4): термическим раз­ложением пероксидов (ВаO2), гидроксидов(Mg(OH)2, Ti(OH)4), окси-галогенидов (ZrOCl2·8H2O), иодатов, карбонатов, нитратов, сульфа­тов, оксалатов, аммонийных солей кислородсодержащих кислот (NH4VO3); вытеснением слабых кислородсо-держащих кислот (Н2СrO4) в виде гидратированных оксидов из растворов их солей сильными нелетучими кислотами; восстановлением высших оксидов (WO3) или других соединений в твердой фазе или в растворе (CuCl2).

Принципы получения оксидов неметаллов в основном такие же, как и оксидов металлов:

– окисление неметаллов (S; Br2, Se) кислородом, озоном, азот­ной кислотой;

– гидролиз хлоридов (AsCl3);

– дегидратация слабых кислородсодержащих кислот (H2SiO3).

1. Синтез оксида кальция. Предварительно оцените приблизи­тельную температуру(см. тема 2), при которой в замкнутой системе

СаСO3(т) ⇆ СаО(т) + СO2(г)

константа равновесия Кр = 1, т.е. ту минимальную температуру, при которой давление паров СО2 над твердым продуктом достигает 1 атм и карбонат кальция находится в равновесии с диоксидом угле­рода т.е.

= Кр = 1.

Температура разложения карбоната кальция в открытой систе­ме (открытый тигель, трубчатая печь с пропусканием индифферент­ного газа для удаления СО2) будет ниже температуры разложения в атмосфере СО2 (замкнутая система), так как в открытой системе возникающее давление СО2 больше его

парциального давления в а.мосфере и равновесие реакции

СаСО3(т) ⇆ СаО(т) + СО2(г)

сдвинуто в сторону образования продуктов. Уже при 600 °С (сравните с температурой, рассчитанной вами для закрытой системы с карбонат кальция на воздухе разлагается довольно хорошо, но не полностью. Скорость разложения будет зависеть от скорости диффузии СО2, воздуха в пустотах твердого вещества, поэтому об­разец не должен быть в виде большого куска или мелкодисперсного порошка, насыпанного толстым слоем, а в виде крупки. Для полного разложения соли и увеличения скорости ее разложения в качестве оптимальной берется температура 900 °С.

Для получения СаО прокаленный фарфоровый тигель, содер­жащий 3 г крупки СаСОз, поместить в электрический муфель с тер­морегулятором или термопарой и при температуре 900 °С выдержи­вать до постоянного веса; перед взвешиванием тигель охладить в эксикаторе, заполненном твердым NaOH. Хранить оксид кальция не­обходимо в плотно закрытой склянке, так как он реагирует с влагой и СO2 воздуха.

  1. Синтез диоксида углерода. Углекислый газ получают в аппа­рате Киппа по реакции мрамора с раствором HCl:

СаСО3 + HCI = СO2 + СаС12 + Н2O

От примеси кислорода углекислый газ освобождают, пропуская через раствор VOSO4; пары кислоты, воду поглощают твердым КНСО3 и конц. H2SO4 соответственно; примесь сероводорода удаляют 1 моль/л раствором КМnO4; примесь СО – смесью Сu + Сu2О, нагре­той до 200 °С. Диоксид углерода можно хранить над водой, насыщен­ной СO2, или над конц. H2SO4.

  1. Синтез оксида меди(I). Оксид меди(I) получают восстановле­нием соединений меди(II), например углеводами? гидроксиламином, гидразином:

4Cu(CH3COO)2 + N2H4 + 2Н2O = 2Cu2O + 8СН3СООН + N2

К концентрированному раствору ацетата меди (50 мл) прибавить 35 мл 2%-ного раствора гидрата гидразина. При стоянии смеси выпада­ет желтый или оранжево-желтый осадок Cu2O, который промывают сначала водой, затем спиртом и эфиром. При избытке гидразина восстановление меди(П) может протекать до металлической меди.

Оксид меди(I) нерастворим в воде, tпл = 1232 °С.