11.3 Создание здоровых продуктов питания
Концепция здорового (функционального) питания представляет собой комплекс мероприятий по улучшению состава пищевых продуктов. «Физиологически функциональные пищевые продукты» или сокращенно функциональные продукты должны содержать ингредиенты, которые приносят ощутимую пользу здоровью человека, повышают сопротивляемость заболеваниям, способствуют улучшению физиологических процессов, позволяя долгое время сохранять активный образ жизни. Функциональные продукты оказывают положительное влияние на здоровье человека:
- уменьшают уровень холестерина в крови;
- сохраняют зубы и кости;
- уменьшают риск заболеванием раком;
- обеспечивают энергией.
Традиционные продукты характеризуются двумя составляющими:
- обеспечивают пищевую ценность;
- обеспечивают вкусовые качества.
Функциональные продукты имеют еще третью составляющую – оказывают физиологическое воздействие.
Продукты здорового питания не являются лекарствами и не могут излечивать, но помогают предупредить болезни и старение организма в сложившейся экологической обстановке.
Все продукты здорового питания содержат дополнительные ингредиенты, которые обеспечивают функциональное воздействие на организм. В эту группу включены:
- пищевые волокна (клетчатка, пектин, гемицеллюлоза);
- минеральные вещества (особенно важны кальций, железо, йод);
- полиненасыщенные жиры (растительные масла) и жирные кислоты (омега - 3 и омега – 6);
- антиоксиданты: β – каротин, витамин С, витамин Е;
- олигосахариды в качестве субстрата для бифидобактерий.
Функциональные продукты разделены на четыре группы:
Зерновые завтраки.
Молочные продукты.
Жировые эмульсионные продукты и растительные масла.
Безалкогольные напитки, натуральные соки.
Напитки являются технологичным продуктом для создания новых видов функциональных продуктов. Введение в напитки функциональных ингредиентов не представляет сложности. Обогащенные витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами напитки могут бать использованы для предупреждения сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных заболеваний, рака и других болезней. Такие напитки способствуют интоксикации организма человека.
Содержание в этих функциональных продуктах функциональных ингредиентов показано в таблице 11.1.
Таблица 11.1
Содержание функциональных ингредиентов в продуктах здорового питания
Продукт | Функциональные ингридиенты |
Природные злаки | Пищевые волокна, витамины А, Е, В, кальций, фитоэлементы |
Молочные продукты | Кальций, рибофлавин, молочнокислые бактерии, пептиды, линолевая кислота |
Растительные жиры | Линолевая кислота, линоленовая кислота, омега -3- жирные кислоты, витамины |
Безалкогольные напитки, натуральные соки | Витамины С, В, β – каротин, растворимые пищевые волокна, минеральные вещества, фитоэдементы |
Функциональные ингредиенты, вносимые в пищевые продукты, должны соответствовать следующим требованям:
- быть полезными для питания и здоровья;
- быть безопасными и сбалансированными в питании;
- иметь точные физико-химические показатели, которые можно измерить;
- не снижать питательную ценность пищевых продуктов;
- употребляться как обычная пища;
- иметь вид обычной пищи (не таблетки, капсулы, порошки);
- быть натуральными.
- Харьковский государственный университет питания и торговли
- Содержание
- Предисловие
- Содержание курса «Пищевая химия» ( Химия пищевых веществ)
- 1 Конспект лекций
- 1.2 Теория сбалансированного питания
- 1.3 Определение энергетической и пищевой ценности продуктов питания
- Тема 2 белковые вещества
- 2.2 Неферментативные превращения белков
- 2.3.Ферментативный гидролиз белков
- 2.4 Пищевая ценность белков
- Тема 3 углеводы
- Сахароза
- Крахмал
- Метоксилированная полигалактуроновая кислота
- 3.2 Превращения моно и дисахаридов
- 3.3 Ферментативный гидролиз полисахаридов
- 3.4 Пищевая ценность углеводов
- Тема 4 липиды
- 4.1. Классификация липидов
- Превращения липидов
- Пищевая ценность липидов
- Тема 5 пищевые кислоты
- Тема 6 витамины
- 6.2 Водорастворимые витамины
- 6.3 Жирорастворимые витамины
- 6.4 Витаминоподобные соединения
- 6.5 Витаминизация продуктов питания
- Тема 7 минеральные вещества
- 7.2 Макроэлементы
- 7.3 Микроэлементы
- Тема 8 фенольные вещества
- 8.3 Соединения группы с6- с3
- 8.4 Соединения группы с6 - с3 - с6
- 8.5 Дубильные вещества.
- Тема 9 вода в пищевых продуктах
- 9.2 Свободная и связанная влага в продуктах
- 9.3 Методы определения влаги в пищевых продуктах
- Тема 10 ферменты
- 10.2 Классификация ферментов
- 10.3. Применение ферментов в пищевых технологиях
- Тема 11 экология пищи
- 11.2 Источники загрязнения пищевых продуктов
- 11.3 Создание здоровых продуктов питания
- 2 Лабораторные работы Лабораторная работа №1 определение фракций белка в сырье и готовых продуктах
- 1.1 Определение белка в зерне по методу Кьельдаля
- 1.2 Определение растворимого белка (Число Кольбаха)
- 1.3 Определение аминного азота медным способом
- 1.4 Определение танинового показателя
- 1.2 Анализ результатов исследования
- 2.1 Определение крахмала в зерновом сырье по методу Эверса
- 2.2 Определение мальтозы
- 2.3 Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 3 определение аскорбиновой кислоты в сырье и готовых продуктах
- 3.1 Определение аскорбиновой кислоты йодометрическим методом
- 3.2 Исследование влияния различных факторов на сохранность витамина с
- 3.3 Анализ результатов работы
- Лабораторная работа № 4 определение фенольных веществ в сырье и готовых продуктах
- 4.1 Определение общего содержания фенольных веществ в вине, соке, фруктах и плодах
- 4.2 Определение рутина
- 4.6 Определение полифенолов в пиве и сусле
- 4.7 Определение антоцианогенов в пиве и сусле методом Штайнера и Штокера ( в модификации Пфеффера )
- 4.5. Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 5 определение железа в сырье и готовых продуктах
- 5.1 Определение железа с ортофенантролином
- 5.2 Определение железа с калием железосинеродистым
- 5.2 Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 6 определение активности ферментов в сырье и готовых продуктах
- 6.1 Определение амилолитической активности солода
- 6.3 Определение амилолитической способности (ас) ферментных препаратов
- 6.4 Анализ результатов работы
- Лабораторная работа № 7
- 1.7 Теоретические положения
- 7.2 Порядок выполнения работы
- 7.4 Анализ результатов работы
- 3 Требования к оформлению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 4 Варианты контрольных работ по курсу «пищевая химия» для студентов заочной формы обучения
- Вопросы для самоподготовки по курсу «пицевая химия»
- Библиографический список