6.5 Витаминизация продуктов питания
Недостаточное поступление витаминов с пищей приводит к их дефициту в организме и развитию болезни витаминной недостаточности. Различают две степени витаминной недостаточности: авитаминоз и гиповитаминоз. При авитаминозе наблюдается большой дефицит витамина и развивается заболевание, связанное с витаминной недостаточностью (цинга, рахит, дерматозы). При гиповитаминозе наблюдается умеренный дефицит в витамине, проявления дефицита витамина стерты, неспецифичны (потеря аппетита, быстрая утомляемость, раздражительность, кровоточивость десен). Наряду с дефицитом одного из витаминов, все чаще наблюдается полигиповитаминоз и полиавитаминоз, при которых организм испытывает недостаток сразу в нескольких витаминах. Чаще всего гиповитиминозы и авитаминозы возникают при недостаточном поступлении витаминов с пищей, кроме того дефицит витаминов может возникнуть вследствие нарушения их усвоения в организме, в основном по причине развития какого-либо заболевания человека. В некоторых случаях формируется повышенная потребность человека в витаминах: при высоких физических нагрузках, при стрессе, при воздействии вредных внешних факторов.
При обследовании населения выявлен дефицит витаминов у большей части населения, особенно дефицит обостряется в зимний и весенний период. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики – обогащение витаминами продуктов питания, пользующихся массовым спросом, часто наряду с витаминизацией осуществляют минерализацию продуктов, внося одновременно с витаминами дефицитные минеральные вещества. При витаминизации продуктов питания повышается их качество, сокращаются расходы на медицинское лечение, расширяется круг лиц, постоянно потребляющих дефицитные витамины, восполняются потери витаминнов, происходящие при технологической переработке сырья.
Основные продукты питания, обогащенные витаминами:
- мука и хлебобулочные изделия (витамины группы В);
- продукты детского питании (все витамины);
- напитки и соки (все витамины кроме А, D);
- молочные продукты (витамины А,D, E, C);
- маргарин, майонез (витамины А,D, E).
- Харьковский государственный университет питания и торговли
- Содержание
- Предисловие
- Содержание курса «Пищевая химия» ( Химия пищевых веществ)
- 1 Конспект лекций
- 1.2 Теория сбалансированного питания
- 1.3 Определение энергетической и пищевой ценности продуктов питания
- Тема 2 белковые вещества
- 2.2 Неферментативные превращения белков
- 2.3.Ферментативный гидролиз белков
- 2.4 Пищевая ценность белков
- Тема 3 углеводы
- Сахароза
- Крахмал
- Метоксилированная полигалактуроновая кислота
- 3.2 Превращения моно и дисахаридов
- 3.3 Ферментативный гидролиз полисахаридов
- 3.4 Пищевая ценность углеводов
- Тема 4 липиды
- 4.1. Классификация липидов
- Превращения липидов
- Пищевая ценность липидов
- Тема 5 пищевые кислоты
- Тема 6 витамины
- 6.2 Водорастворимые витамины
- 6.3 Жирорастворимые витамины
- 6.4 Витаминоподобные соединения
- 6.5 Витаминизация продуктов питания
- Тема 7 минеральные вещества
- 7.2 Макроэлементы
- 7.3 Микроэлементы
- Тема 8 фенольные вещества
- 8.3 Соединения группы с6- с3
- 8.4 Соединения группы с6 - с3 - с6
- 8.5 Дубильные вещества.
- Тема 9 вода в пищевых продуктах
- 9.2 Свободная и связанная влага в продуктах
- 9.3 Методы определения влаги в пищевых продуктах
- Тема 10 ферменты
- 10.2 Классификация ферментов
- 10.3. Применение ферментов в пищевых технологиях
- Тема 11 экология пищи
- 11.2 Источники загрязнения пищевых продуктов
- 11.3 Создание здоровых продуктов питания
- 2 Лабораторные работы Лабораторная работа №1 определение фракций белка в сырье и готовых продуктах
- 1.1 Определение белка в зерне по методу Кьельдаля
- 1.2 Определение растворимого белка (Число Кольбаха)
- 1.3 Определение аминного азота медным способом
- 1.4 Определение танинового показателя
- 1.2 Анализ результатов исследования
- 2.1 Определение крахмала в зерновом сырье по методу Эверса
- 2.2 Определение мальтозы
- 2.3 Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 3 определение аскорбиновой кислоты в сырье и готовых продуктах
- 3.1 Определение аскорбиновой кислоты йодометрическим методом
- 3.2 Исследование влияния различных факторов на сохранность витамина с
- 3.3 Анализ результатов работы
- Лабораторная работа № 4 определение фенольных веществ в сырье и готовых продуктах
- 4.1 Определение общего содержания фенольных веществ в вине, соке, фруктах и плодах
- 4.2 Определение рутина
- 4.6 Определение полифенолов в пиве и сусле
- 4.7 Определение антоцианогенов в пиве и сусле методом Штайнера и Штокера ( в модификации Пфеффера )
- 4.5. Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 5 определение железа в сырье и готовых продуктах
- 5.1 Определение железа с ортофенантролином
- 5.2 Определение железа с калием железосинеродистым
- 5.2 Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 6 определение активности ферментов в сырье и готовых продуктах
- 6.1 Определение амилолитической активности солода
- 6.3 Определение амилолитической способности (ас) ферментных препаратов
- 6.4 Анализ результатов работы
- Лабораторная работа № 7
- 1.7 Теоретические положения
- 7.2 Порядок выполнения работы
- 7.4 Анализ результатов работы
- 3 Требования к оформлению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 4 Варианты контрольных работ по курсу «пищевая химия» для студентов заочной формы обучения
- Вопросы для самоподготовки по курсу «пицевая химия»
- Библиографический список