9.2 Свободная и связанная влага в продуктах
Обеспечение устойчивости при хранении продуктов определяется в большой мере соотношением свободной и связанной влаги.
Свободная влага – это влага не связанная полимером и доступная для протекания биохимических, микробиологических, химических процессов.
Свободная влага является непрерывной средой, в которой растворены компоненты пищи: органические кислоты, минеральные вещества, углеводы, ароматические вещества. Количество свободной воды можно значительно уменьшить высушиванием, замораживанием, сгущением.
Связанная влага – это ассоциированная вода, прочно связанная с компонентами пищи – белками, углеводами, липидами за счет химических и физических связей. По форме связи с компонентами пищи и по мере убывания энергии связи делится на три группы; химическую, физико-химическую и механическую связь.
Влага химически связанная входит в состав сухих веществ, например в зерне это вода кристаллогидратов полисахаридов (крахмала и др.). Она обладает наибольшей энергией связи, очень прочна, разрушается с большим трудом и при высоких температурах.
Физико-химическая влага образуется в результате притяжения диполей воды полярными группировками молекул белка, липидов. Такая вода образует гидратную оболочку вокруг гидрофильных групп белка и липидов. Физико-химическая связь оказывает влияние на стабильность белковых и липидных систем в продуктах. Физико-химическая влага не замерзает при низких температурах (-40ºС), не растворает нутриенты продукта, почти не удаляется из продукта при высушивании, недоступна микроорганизмам.
Механически связанная влага - это влага, удерживаемая в капиллярах и матричных структурах составных частей продукта. Большинство пищевых продуктов имеет довольно большой диаметр капилляров и плохо удерживает такую влагу. Вода удерживается макромолекулярными матрицами таких структур как пектин, крахмал, белок. Эта вода удерживается за счет водородных связей, не выделяется из пищевого продукта, но в некоторых технологических процессах она ведет себя как свободная вода. Ее можно удалить высушиванием, можно заморозить. Эта вода влияет на сохранность гелеобразных продуктов, например, потеря такой физически связанной воды (синерезис) приводит к резкому ухудшению качества.
Издавна было замечено, что продукты с одинаковым содержанием влаги по-разному портятся. Оказалось, что большое значение имеет то, насколько ассоциирована (связана) вода с компонентами продукта. Чем сильнее связана вода, тем она менее способна участвовать в гидролитических и других процессах, разрушающих и портящих продкут.
В связи с этим было введено понятие Активность воды.
Активность воды (аw)- это отношение давления паров воды над продуктом (Рw) к давлению паров над чистой водой (Ро) при той же температуре. То есть аw = Рw/Ро. Активность воды равна относительной влажности в состоянии равновесия (ψ) при которой продукт не впитывает влагу и не теряет ее в атмосферу, уменьшенной в сто раз, то есть активность воды определяется по формуле 9.1:
аw = ψ/100, ( 9.1)
Где: aw – активность воды в продукте,
Ψ – относительная влажность,
100 - коэффициент
Значение активности воды (аw) в пищевых продуктах: фрукты 0,97, хлеб 0,95, мука, зерно 0,80, сахар 0,1, мясо 0,97.
- Харьковский государственный университет питания и торговли
- Содержание
- Предисловие
- Содержание курса «Пищевая химия» ( Химия пищевых веществ)
- 1 Конспект лекций
- 1.2 Теория сбалансированного питания
- 1.3 Определение энергетической и пищевой ценности продуктов питания
- Тема 2 белковые вещества
- 2.2 Неферментативные превращения белков
- 2.3.Ферментативный гидролиз белков
- 2.4 Пищевая ценность белков
- Тема 3 углеводы
- Сахароза
- Крахмал
- Метоксилированная полигалактуроновая кислота
- 3.2 Превращения моно и дисахаридов
- 3.3 Ферментативный гидролиз полисахаридов
- 3.4 Пищевая ценность углеводов
- Тема 4 липиды
- 4.1. Классификация липидов
- Превращения липидов
- Пищевая ценность липидов
- Тема 5 пищевые кислоты
- Тема 6 витамины
- 6.2 Водорастворимые витамины
- 6.3 Жирорастворимые витамины
- 6.4 Витаминоподобные соединения
- 6.5 Витаминизация продуктов питания
- Тема 7 минеральные вещества
- 7.2 Макроэлементы
- 7.3 Микроэлементы
- Тема 8 фенольные вещества
- 8.3 Соединения группы с6- с3
- 8.4 Соединения группы с6 - с3 - с6
- 8.5 Дубильные вещества.
- Тема 9 вода в пищевых продуктах
- 9.2 Свободная и связанная влага в продуктах
- 9.3 Методы определения влаги в пищевых продуктах
- Тема 10 ферменты
- 10.2 Классификация ферментов
- 10.3. Применение ферментов в пищевых технологиях
- Тема 11 экология пищи
- 11.2 Источники загрязнения пищевых продуктов
- 11.3 Создание здоровых продуктов питания
- 2 Лабораторные работы Лабораторная работа №1 определение фракций белка в сырье и готовых продуктах
- 1.1 Определение белка в зерне по методу Кьельдаля
- 1.2 Определение растворимого белка (Число Кольбаха)
- 1.3 Определение аминного азота медным способом
- 1.4 Определение танинового показателя
- 1.2 Анализ результатов исследования
- 2.1 Определение крахмала в зерновом сырье по методу Эверса
- 2.2 Определение мальтозы
- 2.3 Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 3 определение аскорбиновой кислоты в сырье и готовых продуктах
- 3.1 Определение аскорбиновой кислоты йодометрическим методом
- 3.2 Исследование влияния различных факторов на сохранность витамина с
- 3.3 Анализ результатов работы
- Лабораторная работа № 4 определение фенольных веществ в сырье и готовых продуктах
- 4.1 Определение общего содержания фенольных веществ в вине, соке, фруктах и плодах
- 4.2 Определение рутина
- 4.6 Определение полифенолов в пиве и сусле
- 4.7 Определение антоцианогенов в пиве и сусле методом Штайнера и Штокера ( в модификации Пфеффера )
- 4.5. Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 5 определение железа в сырье и готовых продуктах
- 5.1 Определение железа с ортофенантролином
- 5.2 Определение железа с калием железосинеродистым
- 5.2 Анализ результатов исследования
- Лабораторная работа № 6 определение активности ферментов в сырье и готовых продуктах
- 6.1 Определение амилолитической активности солода
- 6.3 Определение амилолитической способности (ас) ферментных препаратов
- 6.4 Анализ результатов работы
- Лабораторная работа № 7
- 1.7 Теоретические положения
- 7.2 Порядок выполнения работы
- 7.4 Анализ результатов работы
- 3 Требования к оформлению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 4 Варианты контрольных работ по курсу «пищевая химия» для студентов заочной формы обучения
- Вопросы для самоподготовки по курсу «пицевая химия»
- Библиографический список