Рекомендации к написанию формул, уравнений и схем реакций
1. При выполнении упражнений необходимо обращать особое внимание на правильность написания структурных формул органических соединений. Удобнее всего использовать полуразвернутые (упрощенные) структурные формулы, в которых черточками указываются все связи между атомами, за исключением связей с атомами водорода. Формулы с горизонтально написанной углеродной цепью выгодно по возможности писать так, чтобы функциональные группы, находящиеся на конце цепей, располагались справа, а заместители у неконцевых атомов углерода – под или над углеродной цепью:
CH3
CH3 – CH – CH2 – Br CH3 – CH2 – CH – CH3
Br
CH3
CH3 – CH – CH3 – Br CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – Br
Br
2. В начальных упражнениях с формулами ароматических соединений
в бензольных ядрах лучше писать все С – и Н – атомы. При упрощенном изображении бензольных колец замещающие атомы и группы необходимо отчетливо соединять с атомами бензольного ядра валентными черточками.
3. Органические реакции могут быть выражены уравнениями, в которых набирают коэффициенты и уравнивают количество атомов в правой и левой частях. Однако часто пишут не уравнения, а схемы реакций. Так поступают в тех случаях, когда процесс протекает одновременно в нескольких направлениях или через ряд последовательных стадий, например:
CH3 – CH2 – CH2 – CI + HCI
CI2
CH3 – CH2 – CH3
свет
СH3 – CH – CH3 + HCI
CI
или
NаOH, tC CuО, tC
CH3 – CH2 – CI ––––––– CH3 – CH2 – OH ––––– CH3 – CH = O
Как показано в приведенных примерах, схемах действующий реагент изображают над стрелкой. Для простоты коэффициенты в правой и левой частях схемы не уравнивают, а некоторые вещества, такие, как, например Cu, H2O, NaCI и т.д. образующиеся при реакциях, в схемах или совсем не показывают, или указывают под стрелкой со знаком минус. Направление превращений веществ в реакциях указывается стрелкой. Над стрелкой указывают реагенты и условия реакций, катализатор и т.п.
- ОрГанИческая химия методические указания и задания для выполнения контрольнЫх работ для студентов, обучающихся по заочной форме специальности
- 240134 Переработка нефти и газа
- Рассмотрена
- Содержание
- 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- 2.1. Паспорт рабочЕй программы учебной дисциплины Органическая химия
- 2.1.1. Область применения рабочей программы
- 2.1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- 2.1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Органическая химия
- 2.2. Структура и содержание учебной дисциплины
- 2.2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- 2.2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _____Органическая химия_______
- 2.3. Условия реализации учебной дисциплины
- 2.3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
- 2.3.2. Информационное обеспечение обучения
- 3. Методические указания по изучению учебного материала по теме Введение
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 1.1. Общие вопросы теории химического строения органических веществ.
- Решение:
- Вопросы для самоконтроля
- Установление формул веществ по их плотности и количественному составу
- Решение:
- Решение:
- Установление молекулярных формул веществ по продуктам сгорания
- Решение:
- Установление молекулярных формул веществ по их общим формулам
- Решение:
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 2.2. Циклоалканы
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 2.3. Алкены
- Решение:
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 2.4. Алкины
- В результате перекрывания гибридных sp3 – орбиталей атома углерода и s – орбиталей четырех атомов водорода образуется молекула метана с прочными
- В молекуле этана сн3-сн3 образованной из двух углеродных тетраэдров количество орбиталей равно:
- Рассмотрим задачу.
- Решение:
- Вопросы для самоконтроля
- При изучении данной темы необходимо обратить внимание на:
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 2.7. Нефть и продукты её переработки
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 3.1. Галогенопроизводные
- Рекомендации к написанию формул, уравнений и схем реакций
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 3.2. Гидроксильные соединения и их производные
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 3.3 Альдегиды и кетоны
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 3.4. Карбоновые кислоты и их производные. Липиды
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 3.5. Органические cоединения серы
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 3.8. Элементорганические соединения
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 4.1. Аминоспирты. Аминокислоты
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания по теме 4.2. Гетероциклические соединения
- Вопросы для самоконтроля
- Например:
- Элементный анализ органических соединений
- Общие вопросы теории химического строения органических веществ
- Циклоалканы
- Ароматические углеводороды
- Галогенпроизводные
- Гидроксильные соединения и их производные
- Альдегиды и кетоны
- Карбоновые кислоты и их производные
- Нитросоединения
- Органические соединения серы
- Элементорганические соединения
- Аминоспирты. Аминокислоты.
- Гетероциклические соединения
- 5. Список вопросов к экзамену