Молекулярная спектроскопия поглощения излучения уф– и видимого диапазона
Приступая к изучению методов молекулярной спектроскопии необходимо обратить внимание на электронно-колебательно-вращательную или колебательно-вращательную (в зависимости от энергии электромагнитного излучения, взаимодействующего с веществом) природу спектров вещества, находящегося в молекулярном состоянии, и, в связи с этим, на отличия в виде соответствующих спектров. Необходимо установить, какие изменения происходят в состоянии молекулярных орбиталей при поглощении веществом электромагнитного излучения оптического диапазона, как отражаются происходящие в молекуле энергетические переходы на положении спектральных линий. При изучении спектроскопии поглощения в УФ– н видимой области необходимо усвоить такие понятия, как хромофорная и ауксохромная группы, гипсохромный и батохромный сдвиги, гипохромный и гиперхромный эффект, повторить закон Бугера–Ламберта–Бера, условия его соблюдения и причины отклонения от линейности, разобраться в различиях между колориметрическим, фотометрическим и спектрофотометрическим методами анализа.
Следует также изучить особенности приборов, используемых для получения электронных спектров поглощения, возможности и условия использования данного спектрального метода для идентификации веществ и количественного их определения, включая спектрофотометрическое титрование и анализ многокомпонентных систем.
Вопросы для самопроверки
Почему энергетические переходы, наблюдающиеся при поглощении электромагнитного излучения УФ- и видимого диапазона, называются электронно–колебательно–вращательными?
Что изменяется в состоянии молекулярных орбиталей при поглощении электромагнитного излучения УФ– и видимого диапазона?
Какой вид имеет и какими параметрами характеризуется спектр поглощения вещества в УФ– и видимой области?
Как зависит положение максимумов полос поглощения в спектрах данного диапазона от характера химических связей в хромофорных группах?
Что характеризуют понятия «хромофорная группа», «ауксохромная группа»?
Что характеризуют понятия «гипсохромный сдвиг», «батохромный сдвиг», «гипохромный эффект», «гиперхромный эффект»?
Что такое молярный коэффициент экстинкции?
Приведите математическое выражение основного закона светопоглощения. Какие причины могут привести к отклонению от этого закона?
Какие приборы используются для проведения фотометрического анализа? Приведите блок-схему приборов и опишите принцип их действия.
Охарактеризуйте возможности фотометрии
для качественной идентификации веществ;
для количественного определения их содержания.
11. Охарактеризуйте варианты фотометрического титрования. Можно ли провести количественное определение компонентов смеси веществ, используя фотометрический анализ? Изложите метод Аллена и метод Фирордта.
- Оптические методы и приборы контроля качества промышленных и продовольственных товаров
- 1. Программа дисциплины
- 1.1 Содержание лекционного материала
- Раздел 1. Методы анализа, основанные на преломлении и рассеянии света
- Тема 1. Рефрактометрический анализ. Приборы рефрактометрического анализа
- Тема 2. Поляриметрический анализ. Приборы поляриметрического анализа.
- Тема 13. Молекулярная спектроскопия поглощения в ультрафиолетовой и видимой области.
- Тема 14. Ик-спектроскопия
- Тема 15. Люминесцентный анализ
- 2.2. Указания к разделам курса Введение
- Вопросы для самопроверки
- Рефрактометрический анализ
- Поляриметрический анализ
- Нефелометрический и турбидиметрический анализ
- Решение типовых задач
- Спектральные методы анализа
- Атомно-эмиссионный анализ
- Атомно-флуоресцентный анализ
- Атомно-абсорбционный анализ
- Рентгеноспектральный анализ
- Решение типовых задач
- Молекулярная спектроскопия поглощения излучения уф– и видимого диапазона
- Решение типовых задач
- Люминесцентный анализ
- Контрольные задания
- Вопросы к контрольному заданию № 1
- Вопросы к контрольному заданию № 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- По дисциплине «Оптические методы и приборы контроля качества продукции»