Атомно-эмиссионный анализ
Изучение этого раздела следует начать с ознакомления с методами атомизации вещества и возбуждения атомов, обратив внимание на механизмы атомизации в пламени разного состава, электрической дуге, электрической искре, индуктивно- связанной плазме. Необходимо уяснить, как связана энергия возбуждения атомных спектров со строением атомов, разобраться в принципиальной схеме, функциях и устройстве основных узлов атомно-эмиссиоиного спектрометра, основных характеристиках спектров атомной эмиссии.
Большое внимание следует уделить учебному материалу, посвященному расшифровке спектров атомной эмиссии, методикам качественного и количественного анализа с их использованием, а также вопросам пробоподготовки при проведении анализа, обратив внимание на зависимость выбираемого метода пробоподготовки от состава анализируемой пробы физико-химических характеристик элементов, определяемых в анализируемых пробах.
Вопросы для самопроверки
Какие процессы лежат в основе атомно-эмиссионного анализа: а) энергетические переходы внутренних электронов в молекуле; б) энергетические переходы внешних электронов в молекуле; в) энергетические переходы внешних электронов в атомах с возбужденных уровней на более низкие; г) переход внешних электронов в атомах с основного уровня на возбужденные?
Какие методы атомизации вещества используются в атомно-эмиссионной спектроскопии?
Какой механизм преобладает при атомизации анализируемого вещества в пламени?
Какой процесс сопровождает атомиэацию вещества?
Какие элементы могут атомизироваться и возбуждаться в пламени «пропан–воздух»?
Для возбуждения спектров каких элементов может быть использовано пламя «ацетилен–воздух», «ацетилен–оксид азота (I)? В чем заключаются преимущества пламени этих газовых смесей?
Какие пробы можно атомизировать дуговым и искровым методами?
Какие преимущества имеет атомизация и возбуждение вещества а индуктивно–связанной плазме?
В чем заключается возбуждение атомизированного вещества?
Насколько стабильно возбужденное состояние и что следует за возбуждением атомизированного вещества?
Чем отличается состояние возбуждения атомизированного вещества от состояния ионизации?
Приведите блок-схему атомно-эмиссионного спектрометра.
Что такое анализатор? Каково его функциональное назначение в атомно-эмиссионном спектрометре?
Какие диспергирующие элементы используются для монохроматизации излучения в атомно-эмиссионных спектрометрах?
Приведите основные характеристики атомно-эмиссионных спектрометров.
Какие детекторы излучения используются в атомно-эмиссионных спектрометрах?
Каковы особенности глаза человека как детектора электромагнитного излучения?
Какое физическое явление называют фотоэффектом? Какие основные виды фотоэффекта используются в приборах для детектирования электромагнитного излучения?
Как устроены фотоэлементы, фотодиоды, фотоэлектронные умножители?
Какие детекторы излучения относятся к фотографическим? Как они устроены и действуют? Какие фотоматериалы называют сенсибилизированными?
Что называют почернением фотопластинки? В каких пределах изменяется эта величина? Как она измеряется?
Что собой представляет характеристическая кривая фотопластинки?
Перечислите достоинства и недостатки фотографического детектирования в атомно-эмиссионной спектроскопии.
Какие параметры характеризуют спектр атомной эмиссии? От чего зависит количество спектральных линий, их ширина и интенсивность?
Как проводится идентификация (отождествление) спектральных линий? Какая характеристика спектральной линии определяет ее принадлежность тому или иному химическому элементу? Какую характеристику вещества при этом определяют?
Вывести интерполяционную формулу для расчета длины волны спектральной линии по внешнему стандарту (спектру железа), считая дисперсию спектрального прибора постоянной.
С помощью каких источников информации определяется принадлежность отдельных спектральных линий в спектре анализируемой пробы конкретным химическим элементам?
Опишите структуру атласов атомных спектров и таблиц спектральных линий.
Какие спектральные линии называют последними.
Как определяется интенсивность характеристических спектральных линий в спектрах атомной эмиссии
– при фотоэлектрическом детектировании?
– при фотографическом детектировании?
Приведите уравнение Ломакина-Шейбе и его графическое изображение.
Перечислите и опишите методы полуколичественного атомно-эмиссионного анализа.
В чем сущность полуколичественного метода появления и усиления спектральных линий?
В чем сущность полуколичественного метода сравнения?
В чем сущность полуколичественного метода гомологических пар?
Перечислите и опишите методы точного количественного атомно-эмиссионного анализа.
Какой из методов количественного атомно-эмиссионного анализа дает наиболее точные результаты: а) метод постоянного графика; б) метод трех эталонов; в) метод одного эталона?
Какие методы пробоподготовки можно использовать при проведении элементного анализа атомно-эмиссионной спектроскопией?
Приведите конкретные примеры применения атомно-эмиссионной спектроскопии при контроле качества пищевой и промышленной продукции.
Решение типовых задач
ПРИМЕР 1. Для определения длины волны аналитической спектральной линии λх в спектре атомной эмиссии анализируемой пробы были выбраны две линии в спектре железа с известными длинами волн: λ1 = 325,436 и λ2 = 328,026 нм. По измерительной шкале микроскопа были получены следующие значения расстояний между спектральными линиями: b1 = 1,01 мм; b2 = 0,35; а = 1,36 мм (b1 – расстояние между линией железа λ1 и идентифицируемой линией на шкале микроскопа λх; b2 – расстояние между идентифицируемой линией λх линией железа λ1 и линии железа λ2 на шкале микроскопа; а– расстояние между линиями железа λ1 и λ2 на шкале микроскопа. Какова длина волны идентифицируемой линии в спектре анализируемого образца?
Решение. Так как выбранные линии железа λ1 и λ2 находятся соответственно слева и справа от интересующей линии, для расчета используем уравнение:
Подставляем соответствующие числовые значения в уравнение и находим значение λх:
нм
Проверку правильности произведенных расчетов необходимо провести по интерполяционной формуле, аналогичной предыдущей, с использованием параметров спектральной линии λ1:
ПРИМЕР 2. При анализе стали на хром по методу трех эталонов было измерено почернение S линий гомологической пары (λCr = 279,216 нм и λFe = 279,388 нм) в спектрах эталонов и в исследуемом спектре. Рассчитать массовую долю (%) хрома по cледующим данным:
Параметр | Эталон | Анализируемый образец | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
ωCr, % | 0,50 | 1,23 | 4,17 | ? | |
SCr | 0,07 | 0,37 | 0,86 | 0,61 | |
SFe | 0,27 | 0,23 | 0,27 | 0,25 |
Решение. В методе трех эталонов используется зависимость разности почернений ΔS линий гомологической пары от логарифма концентрации определяемого элемента.
По показателям измерительной шкалы микрофотометра находим значения ΔS (ΔS = SCr – SFe) для трех эталонов:
ΔS1 = 0,07 – 0,27 = –0,20;
ΔS2 = 0,37 – 0,23 = 0,14;
ΔS3 = 0,86 – 0,27 = 0,59.
Определяем логарифмы массовых долей (%): lg ωх = –0,30; lg ω2 = 0,09; lg ω3 = 0,62 и строим градуировочный график и координатах ΔS –lg ω (рис. 11.1).
Находим значение ΔS для анализируемого образца: ΔSX = 0,61 – 0,25 = 0,36 и по градуировочному графику определяем lg ωCr и ωCr в образце: lg ωCr = 0,35 % и ωCr = 2,24 %
Рис. 1. Определение массовой доли (%) Сг методом трех эталонов
ПРИМЕР 3. Для построения постоянного (или твердого) графика при определении олова в бронзе на одной пластине были сфотографированы спектры четырех эталонов и получены следующие результаты:
Эталон | 1 | 2 | 3 | 4 |
ΔS = SSn – SCu | 0,690 | 0,772 | 0,831 | 0,910 |
ωSn, % | 6,23 | 8,02 | 9,34 | 11,63 |
Спектр одного из эталонов был снят через трехступенчатый ослабитель; при этом для линии Sn с длиной волны 286,332 нм разность почернений двух ступеней (ΔSступ) оказалась равной 1,065. Спектр анализируемого образца был снят на другой пластинке также через трехступенчатый ослабитель, и получили следующие результаты: разность почернений двух ступеней линии Sn ΔS'ступ = 0,925 и разность почернений пары Sn – Сu ΔS'X = = 0,695.
Определить массовую долю (%) олова в образце.
Решение. Находим логарифм массовой доли Sn:
lg ω1 = 0,795; lg ω3 = 0,970;
lg ω2 = 0,904; lg ω4 = 1,005
Строим градуировочный график в координатах ΔS – lg ω (рис.2).
Рис. 2. Определение массовой доли (%) Sn методом твердого графика
Определяем переводной множитель k, позволяющий использовать постоянный график для анализа образцов, спектры которых получены на разных пластинках:
,
где и — коэффициенты контрастности пластинок со спектрами эталонов и анализируемого образца соответственно.
Подставляем числовые значения: k = 1,065/0,925 = 1,151. Находим значение разности почернений линий гомологической пары анализируемого образца с учетом переводного множителя:
ΔSX = k ΔS'X = 1,151 · 0,695 = 0,800
По градуировочному графику находим
lg ωx = 0,933 и ωSn = 8,57 %
ПРИМЕР 4. При анализе алюминиевого сплава на кремнии по методу одного эталона получили почернение S линий гомологической пары в спектрах эталона при ωSi = 0,95 %; SA1 = 0,37 и Ssi = 1,09. Для анализируемого образца получили SA1 = 0,34 и Ssi = 0,86. Определить массовую долю кремния в образце, если ΔS = 0 при ωоSi = 0,45 %.
Решение. В методе одного эталона градуировочный график в координатах ΔS = lg ω строим лишь по двум точкам, одна из которых известна заранее: ΔS = 0 при lg ωоSi = lg 0,45 = –0,35.
По данным фотометрирования находим координаты второй точки и строим градуировочный график (рис. 3):
Рис. 3. Определение массовой доли (%) Si методом одного эталона
ΔS1 = Ssi – SA1 = 1,09 – 0,37 = 0,72;
lg ω1 = lg 0,95 = – 0,02.
Определяем ΔSx для исследуемого образца: ΔSx = 0,86 - 0,34 = 0,52 и с помощью графика находим содержание кремния: lg ωx = –0,11, что соответствует ωSi = 0,78 %.
- Оптические методы и приборы контроля качества промышленных и продовольственных товаров
- 1. Программа дисциплины
- 1.1 Содержание лекционного материала
- Раздел 1. Методы анализа, основанные на преломлении и рассеянии света
- Тема 1. Рефрактометрический анализ. Приборы рефрактометрического анализа
- Тема 2. Поляриметрический анализ. Приборы поляриметрического анализа.
- Тема 13. Молекулярная спектроскопия поглощения в ультрафиолетовой и видимой области.
- Тема 14. Ик-спектроскопия
- Тема 15. Люминесцентный анализ
- 2.2. Указания к разделам курса Введение
- Вопросы для самопроверки
- Рефрактометрический анализ
- Поляриметрический анализ
- Нефелометрический и турбидиметрический анализ
- Решение типовых задач
- Спектральные методы анализа
- Атомно-эмиссионный анализ
- Атомно-флуоресцентный анализ
- Атомно-абсорбционный анализ
- Рентгеноспектральный анализ
- Решение типовых задач
- Молекулярная спектроскопия поглощения излучения уф– и видимого диапазона
- Решение типовых задач
- Люминесцентный анализ
- Контрольные задания
- Вопросы к контрольному заданию № 1
- Вопросы к контрольному заданию № 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- По дисциплине «Оптические методы и приборы контроля качества продукции»