Билет 2
Геохронологическая таблица.
Геохронологическая таблица – геологическая временная шкала Земли, применяема в геологии. Наиболее крупным подразделением ЭОН, которых 3. 1) Архейский – более 3.5-2.6 млрд. лет. 2) протерозойский 2.6 – 570 млрд лет ; 3) фанерозойский 560-0 млн. лет. .. Эоны подразделяются на ЭРЫ, а они в свою очередь на ПЕРИОДЫ и ЭПОХИ. Фанерозойский эон подразделяется на ЭРЫ: 1. ПАЛЕОЗОЙСКУЮ (6 периодов € O S D C P) PZ ; 2) МЕЗОЗОЙСКУЮ MZ ( 3 периодоа T, J, K) ; 3) КАЙНОЗОЙСКУЮ KZ (3 периода P,N,Q).
В стратиграфии, которая имеет дело с отложениями употребляются другие термины: эонотема,эратма,система,отдел, ярус.
Геохронологическая шкала | |||
Эон | Эра | Период | |
Ф а н е р о з о й | Кайнозой | Четвертичный | |
Неоген | |||
Палеоген | |||
Мезозой | Мел | ||
Юра | |||
Триас | |||
Палеозой | Пермь | ||
Карбон | |||
Девон | |||
Силур | |||
Ордовик | |||
Кембрий | |||
Д о к е м б р и й | П р о т е р о з о й | Нео протерозой | Эдиакарий |
Криогений | |||
Тоний | |||
Мезо протерозой | Стений | ||
Эктазий | |||
Калимий | |||
Палео протерозой | Статерий | ||
Орозирий | |||
Риасий | |||
Сидерий | |||
А р х е й | Неоархей | ||
Мезоархей | |||
Палеоархей | |||
Эоархей | |||
Катархей |
ИСТОЧНИКИ3.
Вид работ | Источник воздействия | Вид воздействия | Объект воздействия |
1 Подготовитель ные работы при строительстве скважины: транспортиров ка и складирование оборудования и материалов, проведение строительно-монтажных работ. | Строительная техника. Шум и выхлопные газы автотранспортной строительной техники. Материалы для строительных работ и приготовления буровых и тампонажных растворов. Дымогарные газы котельной. Жизнедеятельность буровой бригады. | Прямое и постоянное. Частичное изменение условий жиз-ни отдельных видов животных. | Атмосферный воздух. Рабочий персонал. Животный мир. |
2. Бурение скважины. | Блок приготовления буровых растворов, устье скважины, циркуляционная система, система сбора отходов бурения, емкости ГСМ, двигатели внутреннего сгорания спецтехники, теплоагре- гаты, химические вещества используемые для приготовления буровых и тампонажных растворов, топливо и смазочные материалы, отходы бурения (шлам, сточные воды, буровые растворы), амбар-шламонакопитель, хозяйственно-бытовые сточные воды, твердые бытовые отходы, загрязненные дождевые сточные воды, шум при работе буровых установок. Жизнедеятельность буровой бригады. | Физическое нарушение структуры глубоких слоев. Забор воды.Сброс очищенных хоз.-бытовых сточных вод на рельеф. Возможное загрязнение нефтепродуктами и др. загрязнителями грунтов в пределах площадки только при несоблюдении природоохранных мероприятий или аварийной ситуации. Частичное изменение условий жизни отдельных видов животных. | Недра. Подземные воды. Грунты в пределах площадки только при несоблюдении природоохранных мероприятий или аварийной ситуации. Атмосферный воздух. Работники буровых бригад. Животный мир. |
3. Испытание скважины. | Межколонные перетоки по затрубному пространству, фонтанная арматура, продувочный отвод, сепаратор, нефть, газ, полученные при испытании скважин, минерализованные пластовые | Вызов притока: структуры глубоких слоев. Возможное загрязнение нефтепродуктами. Частичное изменение условий жизни отдельных видов | Нефтяная залежь. Атмосферный воздух. Персонал. Грунты и почвы в пределах площадки npv несоблюдении природоохранных мероприятий и аварии |
3. Прекращение пользования недрами
Законодательство о недрах предусматривает предоставление участ-
ков недр во временное или бессрочное пользование. В случае времен-
ного пользования, а также в других случаях, предусмотренных зако-
ном, право пользования может быть прекращено. Закон РФ ≪О не-
драх≫ предусматривает следующие случаи прекращения права пользо-
вания недрами:
— по формальным обстоятельствам — по истечении установлен-
ного в лицензии срока действия, если не последовало соответствую-
щего продления;
— по субъективным обстоятельствам — при отказе владельца
лицензии от права на пользование недрами. Следует отметить, что не
предусматривается никаких ограничений этого права. Недропользова-
тель не обязан мотивировать свой отказ. Отказ не ведет к возникно-
вению каких-либо новых обязательств;
— по объективным обстоятельствам — при возникновении зафик-
сированного в лицензии решающего условия, исключающего даль-
нейшее осуществление предоставленного права, а также в случае
перехода права пользования недрами, оформленного с нарушением
законодательства.
Кроме того, орган управления государственным фондом недр или
его территориальные подразделения, выдавшие лицензию, могут до-
срочно прекратить, приостановить или ограничить права на пользова-
ние недрами в случаях:
— возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью
людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связан-
ных с пользованием недрами;__
— нарушения пользователем недр существенных условий ли-
цензии;
— систематического нарушения пользователем недр установлен-
ных правил пользования недрами;
— возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия,
военные действия и др.);
— если пользователь недр в течение установленного в лицензии
срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных
объемах;
— ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной
деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
— по инициативе владельца лицензии.
В случае, если владелец лицензии хочет отказаться от права пользо-
вания недрами, он должен подать в органы, предоставившие лицен-
зию, письменное уведомление не позднее чем за шесть месяцев до
заявленного срока.
При этом владелец лицензии на пользование недрами должен вы-
полнить все обязательства, определенные в лицензии или лицензион-
ном соглашении на случай досрочного отказа от прав до установлен-
ного срока прекращения права пользования недрами. Это касается в
частности минимальных обязательств по объемам геологоразведоч-
ных работ при поисках нефтяных и газовых месторождений. При
невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы,
выдавшие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их не-
выполнения в судебном порядке.
В случаях возникновения непосредственной угрозы жизни или
здоровью людей или чрезвычайных ситуаций пользование недрами
прекращается непосредственно после принятия компетентными орга-
нами соответствующего решения и письменного уведомления об этом
пользователя недр. В случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии или Лицензионного соглашения, систематического наруше
ния установленных законодательством правил пользования недрами,
а также, если он в течение установленного в лицензии или Лицензи-
онном соглашении срока не приступил к пользованию недрами в
предусмотренных объемах, компетентные органы направляют пользо-
вателю недр письменное уведомление о допущенных им нарушениях.
Если пользователь недр не принимает в течение трех месяцев необхо-
димых мер по устранению отмеченных нарушений, может быть при-
нято решение о прекращении права на пользование недрами__ При несогласии пользователя недр с решением о досрочном пре-
кращении, приостановлении или ограничении права на пользование
недрами, он может обжаловать его в административном или судебном
порядке. В том случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие прио-
становление или ограничение права на пользование недрами, устра-
нены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время,
на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользова-
теля недр не включается в общий срок действия лицензии.
В случае, если в интересах рационального использования и охра-
ны недр приостановление добычи полезных ископаемых нецелесооб-
разно или невозможно, органы, досрочно прекратившие право пользо-
вания соответствующим участком недр, до принятия в установленном
порядке решения о новом пользователе недр могут предоставить пра-
во краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр
юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей
лицензии в порядке, установленном законодательством.
Между пользователем недр, право пользования недрами которого
досрочно прекращено, и временным оператором может быть заклю-
чен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения
пользования недрами, на возмездных основаниях
4. Экспертиза
Единую систему государственной экологической экспертизы четко установил закон «Об экологической экспертизе» (1995). Субъекта ми государственной экологической экспертизы согласно этому закону являются «специально уполномоченные на то федеральные государственные органы в области охраны окружающей среды и территориальные структуры, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы».
Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, ибо совершается до начала деятельности, а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
Экологическая экспертиза устанавливает:
1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ.
2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
4. Допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения.
5. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, — это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования).
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
Проекты правовых актов РФ нормативного и не нормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов. Они утверждаются органами государственной власти РФ и регламентируют хозяйственную и иную деятельность.
Материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ:
1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;
2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экологических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;
5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует РФ, и федеральных инвестиционных программ;
7) проекты комплексных схем охраны природы РФ.
Подлежат государственной экологической экспертизе:
* технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду;
• технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;
• материалы по созданию организации горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие ис-
пользование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.
Подлежат также ГЭЭ:
проекты международных договоров;
документация, обосновывающая соглашения о разделе про дукции и концессионные договоры, а также другие договоры предусматривающие использование природных ресурсом и (или) отходов производства, находящихся в ведении РФ;
материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении РФ;
документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территории федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов РФ.
Объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, повторно рассматриваются в случае:
1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
2) изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
5) внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Принципы экологической экспертизы
Сформулированные в законе «Об экологической экспертизе» принципы выражают сущность и социальное назначение экспертизы, основы ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми участниками экспертного процесса, включая заказчика планируемой деятельности, проектные органы, органы экспертизы и общественные организации (рис. 41).
Принцип презумпции потенциальной экологической опасности и бой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что любой вид хозяйственной деятельности может влечь экологические I следствия для окружающей среды. Обязанность заказчика намечаемой деятельности — дать экологическое обоснование; именно на инвесторе лежит бремя доказательства ее экологической безопасности. Необходимо спрогнозировать воздействие намечаемой деятельности на ОС, обосновать допустимость этого воздействия и предусмотреть необходимые природоохранные меры.
Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органом государственной экологической экспертизы. Заказчик не вправе принимать решение о реализации намечаемой деятельности и осуществлять ее без положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязан провести ее до начала деятельности. Этим и определяется обязательность и превентивный характер экологической экспертизы.
Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий реализуется согласно Положению по оценке воздействия. Предполагается подготовка заказчиком и проектировщиком-оценщиком «Материалов по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб область распространения, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, социальной среде и т.д., включая отдаленные последствия реализации проекта. Задача экспертизы: провеет «оценку» оценок воздействия, определить достаточность, обоснованность выбранных систем и методов оценивания и прогнозирования, оценить комплексность оценки воздействия.
Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы обусловлен правом каждого на благоприятную окружающую среду. Он предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать правовые, экологические требования проектирования, размещения, строительства, эксплуатации объектов экспертизы, выявлять, соблюдаются ли нормативы качества ОС в случае реализации проекта. Проектировщик обязан соблюдать нормативы качества среды, допустимом воздействия, экологические стандарты, природоохранные нормы правила проектирования. Задача эксперта: Государственной экологической экспертизы — выявление, соблюдение природоохранных и эко логических нормативов и требований в проекте.
Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает заказчика планируемой деятельности обеспечить представление на государственную экспертиз достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологической ситуации в регионе, реализации проекта и т.д. Полной является информация, передаваемая органам экспертизы в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации. При не выполнении заказчиком принципов достоверности и полноты информации, представленной на экспертизу, эколого-экспертный орган может потребовать дополнительную информацию или вернуть заказчику материл на доработку.
Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы и задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. И соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспортируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых формах давление на эксперта является противоправным действием.
Нарушение принципа независимости экспертов при проведении государственной экологической экспертизы технико-экономических
обоснований (ТЭО) строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург—Москва послужило одним из оснований для принятия решения Генеральной прокуратуры РФ о том, что подготовленное сводное заключение по данному проекту не может быть принято во внимание в качестве юридического документа и положительного заключения. Генеральной прокуратурой были установлены факты психологического давления на членов экспертной комиссии со стороны разработчиков ТЭО и представителей РАО ВСМ при проведении экспертизы, подписании сводных экспертных заключений.
Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы — один из основных.
Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы, держащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно- аргументированными. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в области экологической экспертизы проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической эксперта и подготовке входящих в заключения выводов каждого участника эколого-экспертного процесса и комиссии в целом.
Содержание принципа законности заключений экологически экспертизы заключается в том, что при планировании, проектировании деятельности заказчик (проектировщик) обязан учесть (выполнить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмотренные законодательством об охране окружающей среды и природопользовании.
Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта, другим словами, комиссия не вправе принять положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты, и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, заключения, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов.
Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологически экспертизы, является проявлением демократизации российского экологического права и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Данный принцип устанавливает обязанность субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе; участия общественных организаций (объединений); учета общественного мнения. Не выполнение этой обязанности считается правонарушение основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован в основном участникам проведения государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством России.
- Метод фаций
- Альтернативные источники энергии
- Геоэкологические принципы проектирования
- Виды пользования недрам
- Билет 2
- Билет №3
- Методы:
- Основные типы загрязнения
- 2) Характеристика воздействия на окружающую среду при строительстве скважин Бованенковского месторождения
- Полигон тбо. Характеристика воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации полигона тбо
- 2. Экологические последствия загрязнения окружающей среды
- Основные типы загрязнения
- Билет №7
- Билет 8
- Билет №10