logo
Shpory_ujc

Основные типы загрязнения

Физическое (тепловое, шумовое, электромагнитно, световое, радиоактивное)

Химическое (тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и др. химические вещества)

Биологическое (биогенное, микробиологическое, генетическое)

Информационное (информационный шум, ложная информация, факторы беспокойства)

Антропогенное загрязнение окружающей среды подразделяется на несколько видов.). В зависимости от региона доля того или иного источника загрязнения может значительно колебаться. Так, в городах наибольший удельный вес от загрязнения дает транспорт. Его доля в загрязнении окружающей среды составляет 70--80%. Среди промышленных предприятий наиболее «грязными» считаются металлургические предприятия. Они на 34% загрязняют окружающую среду. За ними следуют предприятия энергетики, прежде всего тепловые электростанции, которые на 27% загрязняют окружающую среду. Остальные проценты падают на предприятия химической (9%), нефтяной (12%) и газовой (7%) промышленности.

Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т отходов. Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, включая Мировой океан, почвы. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи и тысячи тонн угарного газа, окислов азота, серы и других вредных веществ. И только 10 % этого количества поглощается растениями. Окись серы (сернистый газ) — основной загрязнитель, источником которого являются тепловые электростанции, котельные, металлургические заводы.

Концентрация двуокиси серы в окислах азота, порождает кислотные дожди, которые уничтожают урожай, растительность, вредно сказываются на состоянии рыбных запасов. Наряду с сернистым газом отрицательное воздействие на состояние атмосферы оказывает углекислый газ, который образуется в результате горения. Его источники — тепловые электростанции, металлургические заводы, транспорт. За все предшествующие годы доля углекислого газа в атмосфере увеличилась на 20 % и продолжает увеличиваться на 0,2 % в год. При сохранении таких темпов прироста к 2000 году в атмосфере доля углекислоты возрастет на 30—40 %.

Такое физико-химическое изменение атмосферы может привести к явлению парникового эффекта. Суть его в том, что накопление углекислоты в верхних слоях атмосферы будет препятствовать нормальному процессу теплообмена между Землей и Космосом, будет сдерживать тепло, накапливаемое Землей в результате хозяйственной деятельности и в силу определенных естественных причин, например, извержения вулканов.

Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата. Подобные явления мы наблюдаем уже сейчас. При современных антропогенных нагрузках каждые 10 лет температура будет повышаться на 0,5°. Последствия такого изменения температуры выражаются в повышении уровня Мирового океана и затоплении части суши, населенных пунктов. Надо сказать, что за 100 лет уровень Мирового океана поднялся на 10—12 см, но при парниковом эффекте такой подъем может быть ускорен в 10 раз.

Другим последствием парникового эффекта может стать рост опустынивания земель. Уже сейчас 6 млн га земель ежегодно обращаются в пустыню.

С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя Земли, основная функция которого состоит в охране человека и природной среды Земли от губительного воздействия ультрафиолетового излучения из Космоса. Под воздействием озоноразрушающих веществ — флерона, фреона, хлора, углерода, выделяемого холодильными установками, автомобилями и т.д., идет постепенное разрушение этого слоя, в частности, в отдельных местах над плотнонаселенными территориями его толщина уменьшилась на 3 %. Известно, что сокращение озонового слоя на 1 % ведет к росту заболеваемости рака кожи на 6 %.

Другими не менее важными объектами загрязнения являются водоемы, реки, озера, Мировой океан. В Мировой океан ежегодно сливаются миллиарды тонн жидких и твердых отходов. Среди этих отходов первенствует нефть, которая попадает в океан с судов, в результате добычи нефти в морской среде, а также вследствие многочисленных аварий танкеров. Разлив нефти ведет к образованию в океане нефтяной пленки, гибели живых ресурсов моря, в том числе водорослей, плангтона, вырабатывающих кислород.

Кислород в атмосфере пополняется за счет двух источников — растительности (примерно 40 %) и Мирового океана (60 %). В Мировом океане кислород вырабатывается мельчайшими организмами — плангтоном. Гибель плангтона под нефтяной пленкой уменьшает возможности океана пополнять атмосферу Земли запасами кислорода.

Кроме того, загрязнение Мирового океана ведет не только к сокращению продовольственных ресурсов, рыбных запасов, но и заражению их вредными для человека веществами. Обнаружено, что, например, балтийская треска имеет на 1 кг веса до 80 миллиграммов ртути, т.е. в 5—8 раз больше, чем в медицинском термометре.

Массовым источником загрязнения окружающей среды стали химикаты, применяемые в сельском хозяйстве: минеральные удобрения, ядохимикаты, стимуляторы роста. На планете сейчас распространено свыше 5 млн различного рода химических веществ и соединений. Токсичность действия их мало изучена (примерно 40 тысяч веществ).

Эти и другие последствия загрязнения окружающей природной среды в конечном итоге отрицательно сказываются на физическом здоровье человека, на его нервном, психическом состоянии, на здоровье будущих поколений. Некоторые данные: 20 % населения постоянно подвергается аллергии в результате вредного воздействия загрязнения окружающей среды; каждый день на земном шаре умирает 25 тыс. человек из-за плохой воды, т.е. воды, которая содержит в больших дозах концентрации вредных веществ; 35 % населения промышленных городов систематически страдает различного рода болезнями, вызванными загрязнением окружающей среды.

3. Общая схема предоставления участков недр в пользование

КОНКУРС

АУКЦИОН

Когда имеется обширная геологическая информация по месторождению

Когда геологической информации мало или ее недостаточно

  1. Принятие решения о проведении и утверждение условий проведения осуществляется:

А) федеральным агентством по недропользованию - в отношении участков недр, расположенных на территории субъектов РФ;

Б) Правительством РФ – в отношении участков недр территориального моря, континентального шельфа.

Порядок проведения конкурса или аукциона для заключения СРП определятся в соответствии с законодательством.

  1. утверждение состава конкурсной или аукционной комиссии

  2. комиссия создается из представителей федерального агентства по недропользованию и других федеральных министерств, служб и агентств. Если проводится конкурс или аукцион по участку недр, расположенному на территории субъекта РФ, то в состав комиссии также входят представители органов исполнительной власти субъектов

  3. опубликование сообщения о проведении конкурса или аукциона в федеральных и региональных средствах массовой информации:

за 90 дней за 45 дней

до даты проведения

5. подача заявки на участие с оплатой сбора за участие

6. выдается пакет геологической информации

6. экспертиза заявок для определения финансовых и технических возможностей претендентов

7. подготовка технико-экономических показателей ведения работ

7. решение о допуске к участию

8. проведение конкурса. Если подана только одна заявка, то лицензию может получить заявитель, подавший заявку.

8. проведение аукциона. Может быть признан несостоявшимся в случае поступления 1 заявки

9. Критерий выявления победителя: научно-технический уровень программ по геологическому изучению и использованию участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономиечское развитие территории, сроки реализации указанных программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, учет интересов национальной безопасности РФ.

9. Критерий выявления победителя: размер разового платежа за право пользования участком недр.

10. Решение об утверждении результатов конкурса или аукциона принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения.

11. Выдача лицензии на право пользования недрами

10. Государственная регистрация лицензии

Конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направля­ется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квали­фикацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

В соответствии с гражданским законодательством объявление конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существ задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса . Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установлен­ного для предоставления работ срока. В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно воз­местить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило пре­дусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или дол­жно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене.

Альтернативной формой отбора претендентов на получение права пользования участками недр является аукционная система. Она пред­ставляет собой разновидность публичных торгов, предметом которых является продаваемый товар, имущество или имущественные права, приобретаемые лицом, предложившим наивысшую цену.

Аукцион проводится по специальным правилам.

Аукцион осуществляется, как правило, открытым, т.е. гласным способом, когда претенденты открыто повышают цену, или неглас­ным способом, когда они подают условные знаки, в ответ на которые аукционист объявляет новую цену, не называя претендента.

Аукцион может осуществляться также закрытым способом, когда заранее объявляется минимальная цена, а претенденты в запечатан­ных конвертах предлагают свою цену и до начала аукциона передают их аукционисту. Аукционист в процессе публичного аукциона вскры­вает конверты и объявляет победителя — участника, предложившего наибольшую цену. Если одинаковая наивысшая цена была названа одновременно несколькими участниками, обычно для них сразу орга­низуется открытый аукцион.

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разо­вого платежа за право пользования участком недр.

Законодательство о недрах предусматривает проведение торгов либо на право пользования недрами, либо на право заключения СРП. Торги на право пользования осуществляются в форме конкурса или аукци­она, по результатам которых предоставляется право пользования не­драми и выдается соответствующая лицензия. Право на заключение СРП также приобретается по результатам конкурса или аукциона, после чего победитель проводит переговоры и, заключив СРП, получает право пользования недрами, которое удостоверяется соответствующей ли­цензией.

При бесконкурсной системе предоставления участков недр в пользо­вание аналогично либо заключается лицензионное соглашение и пре­доставляется на определенных условиях лицензия на право пользова­ния недрами, либо заключается СРП и выдается лицензия.

В условиях конкурса обычно содержится структура и состав ТЭП. В условиях конкурсов (аукционов) обычно рассматриваются сле­дующие вопросы: объект конкурса (аукциона); краткая геолого-техни­ческая характеристика участков недр; предмет и условия конкурса (аукциона); критерии, учитываемые при выборе победителя; порядок проведения и подведения итогов конкурса (аукциона); условия оформ­ления лицензии.

В состав пакета документов, представляемых в качестве условий конкурса, может входить текст Лицензионного соглашения. По усмот­рению конкурсной комиссии он может носить статус типового (обяза­тельственного) или примерного (рекомендательного).

Предоставление права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона;

В соответствии с Законом РФ «О недрах» основаниями для бес­конкурсного предоставления права пользования недрами могут быть:

— решение Правительства РФ при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводив­шим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;

— решение Правительства РФ, согласованное с органами испол­нительной власти субъектов РФ, для целей захоронения радиоактив­ных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обес­печивающих локализацию таких отходов;

— совместное решение федерального органа управления Государ­ственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ: для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводив­шим работы по геологическому изучению участков недр за счет соб­ственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископае­мых такого месторождения, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ; для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населе­ния или технологического обеспечения водой объектов промышлен­ности; для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких хранилищ; размещения промыш­ленных и бытовых отходов; для образования особо охраняемых гео­логических объектов; предоставления права краткосрочного (до одно­го года) пользования участком недр для целей осуществления юриди­ческим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

— решение федерального органа управления Государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с заин­тересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континен­тального шельфа РФ;

— установленный органами представительной власти субъектов РФ порядок получения права пользования участками недр, содержа­щими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр мест­ного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

—случаи перехода права пользования участками недр в соответ­ствии с основаниями, установленными федеральными законами, регу­лирующими отношения недропользования;

— вступившее в силу СРП.

4. Государственная экологическая экспертиза. Субъекты и объекты экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза как сфера деятельности в стране ведет начало с 1988 г., с момента образования Государственного комитета СССР по охране природы. К началу 90-х годов была сформирована система, позволяющая организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу на всех уровнях административного деления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (республик, краев, автономных и национальных образований) на областном и городском уровнях. Ныне эти функции делегированы Министерству природных ресурсов.

Единую систему государственной экологической экспертизы четко установил закон «Об экологической экспертизе» (1995). Субъекта ми государственной экологической экспертизы согласно этому закону являются «специально уполномоченные на то федеральные государственные органы в области охраны окружающей среды и территориальные структуры, которые имеют исключительное право на прове­дение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы».

В дальнейшем, в связи с реорганизацией Минприроды России Госкомэкологию России, эти функции были переданы на федеральном уровне управлениям государственной экологической экспертизы Госкомэкологии РФ, на уровне субъектов РФ — специализированным подразделениям территориальных органов Госкомэкологии РФ 20 республиканским министерствам; 6 краевым комитетам; 10 окружным комитетам; 50 областным комитетам; одному объединенному областному и городскому комитету (Ленинградская обл. и Санкт-Пе­тербург), одному городскому комитету (Москва).

Законодательная основа экологической экспертизы определена и федеральном законе «Об экологической экспертизе», принятом в 1995г., в законе «Об охране окружающей среды» (2002) и в ряде подзаконных документах: «Положение о порядке проведения госу­дарственной экологической экспертизы» (1996) и «Регламенте прове­дения государственной экологической экспертизы» (1997). Многие вещества разработали свои инструкции о требованиях к составу предо­ставляемой документации на государственную экологическую экспертизу. В ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты и области экспертизы. К ним можно отвести:

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта эко­логической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружаю­щую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экс­пертизы.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превен­тивное значение, ибо совершается до начала деятельности, а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной про­верки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационально­го использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Экологическая экспертиза устанавливает:

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нор­мативных актов по охране окружающей среды и рационально­му использованию природных ресурсов.

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

4. Допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения.

5. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, — это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования).

Виды экологической экспертизы

Федеральными законами «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды» определена правовая основа двух видов экспертиз: государственной экологической и общественной экологической.

Помимо этих юридически обоснованных экспертиз, реально существу ют ведомственная, научная и коммерческая экологические экспертизы.

Экологическая экспертиза, особенно государственная, является правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Общественная эколо­гическая экспертиза выступает средством вовлечения заинтересован­ной общественности в механизм принятия экологически значимых решений. Ведомственная экологическая экспертиза чаще всего носит ярко выраженную технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта либо фиксирует степень эколо­гической опасности, в ней заинтересовано само ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы. Научная и коммерческая экологические экспертизы приобретают правовой ста­тус при включении их либо в общественную экологическую экспер­тизу, либо при использовании их заключении при проведении госу­дарственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воз­действие на окружающую среду;

2) проекты генеральных планов развития территорий свобод­ных экологических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

5) проекты схем расселения, природопользования и террито­риальной организации производительных сил крупных ре­гионов и национально-государственных образований;

6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует РФ, и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы РФ.

Подлежат государственной экологической экспертизе:

* технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, кон­сервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяй­ственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздей­ствие на окружающую среду;

технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окру­жающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или ко­торая затрагивает интересы сопредельных государств, опреде­ленные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

материалы по созданию организации горнодобывающей и пе­рерабатывающей промышленности, предусматривающие ис-

пользование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.

Подлежат также ГЭЭ:

Объекты государственной экологической экспертизы, ранее полу­чившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, повторно рассматриваются в случае:

1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2) изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспер­тизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную доку­ментацию;

4) истечения срока действия положительного заключения госу­дарственной экологической экспертизы;

5) внесения в проектную и иную документацию изменений пос­ле получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.