logo
товарка

9. Основополагающие характер-ки тов-в.Номенклатура потреб-х св-в тов-в.

Потребительная стоимость тов-в выступает как мера их полезности и прояв-ся ч/з основополагающ характ-ки тов-в.Характ-ка–совок-ть отлич-х св-в,признаков.Товары имеют 4 основополагающ характер-ки:ассортимен-ую,качест-ю,количест-ю и стоимостную.

Ассортимент–набор тов-в,объединенных по какому-л совок-ти признаков.Ассор-нт позволяет наиб. полно удовл-ть потреб-ти потр-лей и приносит эк-ю пользу предпр-ию за счет увел-ия объема продаж.В роли ассортим-й характер-ки тов-в в т/ж деле выст-ет ТН ВЭД РФ.Термин «товарн. номенклатура» означ перечень однородных или разнородных тов-в общего или аналогич-го назначения.

Кач-во оказывает влияние на создание потребит-х предпочтений и формирование конкурентосп-ти.Кач-во(ИСО 8402)–совок-ть харак-к объекта,относящихся к его способ-ти удовлетворять потребности.

1.Назначение–способ-ть товара выполнять осн-е ф-ции,для кот-х он предназначен.

2.Надежность–способ-ть товара сохр-ть функц-е назначение в процессе хранения,потребления/экспл-и.

3.Эргоном-е св-ва—способ-ть тов-в создавать ощущения комфортности,наиболее полного удовле­творения потребностей в соответствии с физиологич-ми,психологич-ми и психолого-физиологич-ми характер-ками потребителя.

4.Эстетич-е св-ва–спос-ть товара удовлетворять эстетич потребности чела.

5.Экологич-е св-васпособность тов-в не оказывать вредного воздействия на окружающ среду при их произв-ве,хранении,реализации и потреблении(экспл-ции).

6. Безопасность тов-в. Отсутствие недопус-о риска для жизни,здоровья и имущ-ва потребителей при экс­плуатации или потреблении тов-в.

Количест-я характер-ка–совок-ть определ-х внутривид-х св-в,выраженных с помощь физич-х величин и единиц их измерения.

Стоимостная,основное влияние на формирование цены м. оказывать себестоимость продукции,имидж фирмы-изготовителя,реклама,такж кач-во самого товара и его упаковки.

10. Основные понятия и принципы стандартизации

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг.

Результатом такой деятельности является стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к терминалогии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Основными целями стандартизации являются: — повышение уровня безопасности жизни и (или) здоровья граждан, имущества, физических или юридических лиц, экологической безопасности, безопасности жизни и (или) здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов; — повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; — обеспечение научно-технического прогресса; — повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; — рациональное использование ресурсов; — достижение оптимальной технической и информационной совместимости; — обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; — достижение взаимозаменяемости продукции.

Исходя из сформулированных в Законе целей стандартизации, можно сказать, что основными задачами стандартизации являются: — установление на основе технических регламентов оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителей и государства, обеспечивающих безопасность продукции для жизни, здоровья людей и имущества, а также окружающей среды; — установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, конструкционной и т.п.), а также взаимозаменяемости продукции; — установление и применение параметрических и типоразмерных рядов, и на их основе унификация базовых конструкций, унифицированных блочно-модульных составных частей изделий; — нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений) продукции.

Стандарт может распространяться: — на готовую продукцию или отдельные требования к их свойствам, например требования к безопасности и взаимозаменяемости; группы однородной продукции - машины в целом, сборочные единицы (например, автомобильные двигатели) отдельные детали (например, автомобильные стекла или свечи) или даже отдельные размеры (например, присоединительные размеры аккумуляторов); технологические процессы производства, обслуживания и сервиса изделий и их составных частей, в первую очередь - обеспечивающие безопасность готовых изделий; требования по информационной и технической совместимости продукции; методы контроля эксплуатационных характеристик, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению и утилизации продукции или ее составных частей (если они не оговорены техническими регламентами); терминологию и условные обозначения общепромышленного или межотраслевого применения.

Стандарты (международные и (или) национальные) полностью или частично используются в качестве основы и доказательной базы для подтверждения соответствия при разработке проектов технических регламентов, вплоть до включения их полностью или частично в текст технического регламента.

Стандартизация, осуществляемая в целях содействия соблюдению требований технических регламентов и других, ранее указанных целях, реализуется в соответствии с принципами: — добровольного применения стандартов; — максимального учета интересов заинтересованных лиц; — применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если применение международных стандартов по тем или иным причинам признано невозможным в Российской Федерации (например, по климатическим или географическим особенностям страны, техническим и (или) технологическим особенностям либо, если РФ выступила против принятия международного стандарта); — недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг, противоречащих техническим регламентам; — обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Некоторые из этих принципов рассмотрим более подробно.

Добровольный принцип применения стандартов вовсе не означает вседозволенности разработчиков и производителей продукции. На базе стандартов разрабатывают обязательные для применения технические регламенты. Если изделие выпущено с отклонением от стандарта (значит и технического регламента), оно не пройдет оценки соответствия и не будет допущено к производству или эксплуатации. В ряде технических регламентов прямо указаны стандарты, применяемые при производстве продукции и других объектов технического регулирования.

В случае, когда отечественные стандарты, соответствующие международным или разработанные на их основе, являются обязательными, если они приняты Государственной Думой Российской Федерации в соответствии с установленными процедурами.

Если раньше стандарты, в которых были указаны требования к качеству продукции, являлись обязательными и их соблюдение контролировалось государством, то теперь в дело вступают условия рынка. Это значит, что изделия и продукция, выпущенные с отклонением от стандартов, окажутся неконкурентоспособными. Если продукция относится к объекту технического регулирования, то нарушение стандарта будет являться нарушением закона со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

К документам в области стандартизации, используемым на территории России, относятся: — национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р); — применяемые в установленном порядке классификации классификаторы технико-экономической и социальной информации; — стандарты организаций.

В настоящее время продолжают также действовать отраслевые стандарты (ОСТ), принятые для отдельных отраслей промышленности.

При этом под организациями понимаются предприятия и организации как федеральной, региональной, муниципальной и другой форм собственности (федеральные государственные унитарные предприятия - ФГУП, УП и др.), так и акционерные (АО, ЗАО, ООО), а также предприятия со смешанным капиталом (например, совместное предприятие GM-ABTOBA3). Требования, заявленные в стандартах организаций, могут быть выше требований, заявленных в национальных стандартах. Например, требования, предъявляемые к поставщикам продукции совместного предприятия GM-ABTOBA3 по техническим условиям ИСО/ТУ 16949- 2002, разработанные Международной целевой группой автомобилестроения (IATF) и Японской ассоциацией автопроизводителей (Japan Automobile Manufactures Association Jnc.-JAMA) при поддержке технического комитета ИСО/ТК 176 "Менеджмент и обеспечение качества", содержат специфические требования, более жесткие по сравнению со стандартом ИСО 9001 и соответствующими отечественными стандартами.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном законом РФ (приложение 3) и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с действующими правилами стандартизации, нормами и рекомендациями.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции и других ОТР, а также юридических и физических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами или потребителями. Его применение подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие эту информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем, информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Например, Общероссийский классификатор продукции, Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и т.п.

Порядок разработки, принятия, введения в действие и применения отечественных и международных классификаторов устанавливается правительством РФ.

Национальные стандарты, как и технические регламенты, могут разрабатываться любым физическим или юридическим лицом.

Порядок разработки, обсуждения и утверждения стандарта аналогичен порядку утверждения технического регламента, с той лишь разницей, что стандарт подлежит утверждению национальным органом по сертификации, а не Государственной Думой, а проект национального стандарта представляется в технический комитет по стандартизации.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости их применения для целей стандартизации, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и т.д.