logo
Voprosy_k_zachetu_po_KSYe

Понятие научной парадигмы.

Существует такое понятие как научная парадигма – совокупность научных достижений (в первую очередь теорий), признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. Со временем одна парадигма сменяет другую, это связано, прежде всего, с накоплением эмпирического и теоретического знания, при котором появляется все больше фактов, которые существующая парадигма осуществить не может.

Наука – определенный вид знаний, а также особая сфера человеческой деятельности, задача которой – получение знаний, их накопление, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. В связи с этим можно говорить об общемировом развитии науки, а можно говорить о развитии науки в отдельном государстве.

  1. Формы мировоззрения.

формы мировоззрения:

1.мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

2.религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.

3.научно-философское  мировоззрение.

от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится кнаучной  сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину , а как весь совокупный опыт развития человека.

Философия выступает в 2 направлениях:

1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2.как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Формирования научного мировоззрения самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит этот мир в безжизненную пустыню.  

2.Металогическая – философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3.Гносеологическая ( теоритическо – познавательная) философия   разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

4.Целостно – ориентационная- философия   восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

5.Прогностическая- философия   прогнозирует модели будущего развития

6.Интеграционная- философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта 

7.Критическая- философия призваны разрушать домены. 

  1. Общеметодологические проблемы естествознания.

Общеметодологические проблемы естествознания группируются вокруг вопросов, которые связывают между собой все отрасли естествознания. К ним можно отнести:

1. раскрытие всеобщей связи явлений природы, их взаимопереходов, их взаимообусловленности, особенно живой и неживой природы (сущность жизни и ее химизм, ее происхождение; физико-химические основы наследственности), проблемы междисциплинарных наук – биокибернетики, биохимии, биофизики, молекулярной биологии, бионики;

2. движение естествознания к сущности явлений, раздвижение ранее достигнутых пределов как в глубь материи (область материальных частиц и вообще атомного мира), так и в сторону макро- и мегаобъектов (особенно макрокосмоса – околоземного и дальнего);

3. обнаружение нераздельности материи и форм ее бытия – движения, пространства и времени. Теория относительности, ядерная физика, учение об элементарных частицах развиваются в этом направлении;

4. взаимосвязь принципов развития и единства природы, дающая возможность раскрывать структуру и генезис объектов природы (космогонические гипотезы в астрономии, аналогичные гипотезы в исторической геологии, в биологии и палеонтологии);

5. дальнейшее раскрытие реальных противоречий объектов природы (корпускулярно-волновой характер макрообъектов, частиц и античастиц; абстрактно-математические, в том числе кибернетические, и конкретно-материальные стороны изучаемых процессов; случайности и необходимости, прерывности и непрерывности, динамические и статистические закономерности процессов природы);

6. выявление качественных различий в природе, подобных различию между макро- и микрообъектами в физике; проблема скачка и форм его протекания, включая вопрос об антропогенезе;

7. выяснение соотношения между материей и сознанием и законов функционирования сознания – это затрагивает не только естествознание, в том числе зоопсихологию и учение о высшей нервной деятельности, но и такие науки, как логика, психология, кибернетика и ряд социальных наук;

8. комплексное изучение законов развития самого естествознания, места естествознания в жизни общества, структуры естествознания, организации, управления и прогнозирования (науковедение) в связи естествознания с техникой и другими социальными институтами.

  1. Системность и синергетика в естествознании.

Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Следует понять, каким образом способствует тенденция развитию систем, и попытаться вывести их на собственные более эффективные пути развития. Любая сложноорганизованная система в своем развитие может проходить критические точки, в которых система пребывает в состоянии нестабильности, и дальнейший процесс может пойти как в направлении прогресса, так и в направлении регресса системы. Для сложных систем всегда существует несколько альтернативных путей развития. Исходя из этого, можно сделать вывод, что могут существовать пути развития и взаимодействия человека и природы, не наносящие невосполнимого вреда природе и в то же время не тормозящие общественного прогресса.