Понятие научной парадигмы.
Существует такое понятие как научная парадигма – совокупность научных достижений (в первую очередь теорий), признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. Со временем одна парадигма сменяет другую, это связано, прежде всего, с накоплением эмпирического и теоретического знания, при котором появляется все больше фактов, которые существующая парадигма осуществить не может.
Наука – определенный вид знаний, а также особая сфера человеческой деятельности, задача которой – получение знаний, их накопление, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. В связи с этим можно говорить об общемировом развитии науки, а можно говорить о развитии науки в отдельном государстве.
Формы мировоззрения.
формы мировоззрения
формы мировоззрения:
1.мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).
2.религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.
3.научно-философское мировоззрение.
от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится кнаучной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину , а как весь совокупный опыт развития человека.
Философия выступает в 2 направлениях:
1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.
2.как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
Формирования научного мировоззрения самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит этот мир в безжизненную пустыню.
2.Металогическая – философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.
3.Гносеологическая ( теоритическо – познавательная)– философия разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.
4.Целостно – ориентационная- философия восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.
5.Прогностическая- философия прогнозирует модели будущего развития
6.Интеграционная- философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта
7.Критическая- философия призваны разрушать домены.
Общеметодологические проблемы естествознания.
Общеметодологические проблемы естествознания группируются вокруг вопросов, которые связывают между собой все отрасли естествознания. К ним можно отнести:
1. раскрытие всеобщей связи явлений природы, их взаимопереходов, их взаимообусловленности, особенно живой и неживой природы (сущность жизни и ее химизм, ее происхождение; физико-химические основы наследственности), проблемы междисциплинарных наук – биокибернетики, биохимии, биофизики, молекулярной биологии, бионики;
2. движение естествознания к сущности явлений, раздвижение ранее достигнутых пределов как в глубь материи (область материальных частиц и вообще атомного мира), так и в сторону макро- и мегаобъектов (особенно макрокосмоса – околоземного и дальнего);
3. обнаружение нераздельности материи и форм ее бытия – движения, пространства и времени. Теория относительности, ядерная физика, учение об элементарных частицах развиваются в этом направлении;
4. взаимосвязь принципов развития и единства природы, дающая возможность раскрывать структуру и генезис объектов природы (космогонические гипотезы в астрономии, аналогичные гипотезы в исторической геологии, в биологии и палеонтологии);
5. дальнейшее раскрытие реальных противоречий объектов природы (корпускулярно-волновой характер макрообъектов, частиц и античастиц; абстрактно-математические, в том числе кибернетические, и конкретно-материальные стороны изучаемых процессов; случайности и необходимости, прерывности и непрерывности, динамические и статистические закономерности процессов природы);
6. выявление качественных различий в природе, подобных различию между макро- и микрообъектами в физике; проблема скачка и форм его протекания, включая вопрос об антропогенезе;
7. выяснение соотношения между материей и сознанием и законов функционирования сознания – это затрагивает не только естествознание, в том числе зоопсихологию и учение о высшей нервной деятельности, но и такие науки, как логика, психология, кибернетика и ряд социальных наук;
8. комплексное изучение законов развития самого естествознания, места естествознания в жизни общества, структуры естествознания, организации, управления и прогнозирования (науковедение) в связи естествознания с техникой и другими социальными институтами.
Системность и синергетика в естествознании.
Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Следует понять, каким образом способствует тенденция развитию систем, и попытаться вывести их на собственные более эффективные пути развития. Любая сложноорганизованная система в своем развитие может проходить критические точки, в которых система пребывает в состоянии нестабильности, и дальнейший процесс может пойти как в направлении прогресса, так и в направлении регресса системы. Для сложных систем всегда существует несколько альтернативных путей развития. Исходя из этого, можно сделать вывод, что могут существовать пути развития и взаимодействия человека и природы, не наносящие невосполнимого вреда природе и в то же время не тормозящие общественного прогресса.
- Вопросы для подготовки к зачёту по курсу «Концепции современного естествознания»
- Проблема двух культур в естествознании.
- Понятие научной парадигмы.
- Происхождение юлианского и григорианского календарей.
- Эволюция Вселенной.
- Процесс формирования звёзд.
- Общая характеристика атмосферы Земли.
- Общая характеристика гидросферы Земли.
- Митохондриальная Ева.
- Основные положения генетики.
- Компоненты биогеоценоза.
- Процессы формирования почв
- Основные принципы Конференции по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.
- Понятие и виды экологии.
- Четыре основных закона экологии б. Коммонера.
- Трофические цепи и закон 10%.
- Проблемы экологии городов.
- Причины и последствия нехватки городских парковок
- Альтернативные источники энергии.
- Биогаз: все о способах получения.
- Другие виды альтернативных источников энергии.
- 5 3. Агроэкология.
- Геоэкология.
- Стадии алкоголизма.
- Виды лекарственных препаратов, обладающих психотропным эффектом.
- Стадии развития наркомании.
- «Жизнь после смерти».
- Различные взгляды на вопрос существования жизни после смерти.
- Генетика преступности.