Источники света
Копировальные растворы и пленки превращаются в нерастворимый полимер под действием энергии света. Основная спектральная область чувствительности слоя лежит приблизительно между 360-420нм, то есть воспринимается ультрафиолетовое, фиолетовое и синее излучение, хотя незначительная восприимчивость некоторых фотослоев достигает до 510нм.
Лампы, используемые для копирования изображения на фотослой, должны иметь самую высокую степень интенсивности в чувствительной области спектра. Чтобы произошло закрепление фотослоя на сетке, требуется высокая величина светового потока на единицу поверхности, то есть освещенность должна быть не менее 10-20 тыс. люкс. В этом случае экспозиция может длиться несколько минут, в зависимости от состава и толщины фотослоя.
Для этих целей используют следующие виды источников света: - металлогалогенные лампы - ксеноновые лампы - дуговые угольные лампы - ртутные лампы - ртутные лампы высокого давления - галогенно-ртутные лампы - люминесцентные лампы дневного света
Также можно попробовать лампу накаливания мощностью 150-200Вт. И обращаем внимание, что две-три лампы по 100Вт не дадут эффекта от одной лампы 200Вт.
При выборе источника света необходимо сразу определиться, для каких копировальных слоев он будет применяться. Если трафареты будут изготавливаться только на основе дихроматов или диазосоединений, то нет надобности использовать специальные лампы УФ-излучения, хотя хромовые коллоиды имеют максимальную чувствительность в области УФ-излучения, но эксплуатация этих ламп требует особой осторожности. Это особенно важно при использовании копировальных установок, которые изготавливаются собственными силами, без контроля безопасности излучения, тем более при засветке трафаретов больших форматов, когда источник света находится не в копировальной установке, а в отдельном корпусе, чтобы отодвигаться на необходимое расстояние, и в зону излучения может попасть человек.
Глаз человека обладает максимальной чувствительность в желтом спектре, и источники света, испускающие излучение в этой области нам кажутся наиболее яркими. Например, люминесцентные лампы типа БС (белый свет) и ДС (дневной свет), которые воспринимаются человеком практически одинаково, так как в зелено-желтом излучении имеют близкие показатели, в зоне фиолетово-синей, менее заметной для человека, имеют существенное расхождение в интенсивности излучения (у ДС больше чем у БС). Так, визуально мало заметные характеристики ламп БС и ДС при использовании их в копировальной установке дают существенную разницу времени экспозиции. Правда, это важно при засветке нескольких рам подряд. Лампы с неправильно подобранным спектром излучения растягивают процедуру копирования на несколько часов.
При использовании ламп накаливания большой мощности, важно учитывать, что они имеют высокую тепловую отдачу, и это вынуждает располагать их на достаточном расстоянии от копировальной рамы, которая в таком случае находится в вертикальном положении. При необходимости оборудование снабжают вентиляцией, так как высокая температура способствует "темновому" дублению незасвеченных участков фотослоя.
Если люминесцентные лампы имеют недостаточный световой поток, то это компенсируют количеством ламп, устанавливаемых вплотную, одна к другой, и на небольшом расстоянии до засвечиваемой поверхности (для люминесцентных ламп) в связи с низким тепловым излучением. Важно учитывать что со временем интенсивность светового потока может понизится на 20-30%.
При получении тонких и часто расположенных штрихов рисунка на трафарете, применение люминесцентных ламп становится проблематичным из-за рассеянного излучения большой площади. Происходит боковая засветка штрихов. Чтобы уменьшить этот эффект, желательно применять ограничительную решетку, не позволяющую лучам света падать под углом меньше чем 60 градусов.
Надо также учитывать напряжение в электрической сети. При напряжении ниже 85-90% от номинала, люминесцентные лампы могут не загореться, а лампы накаливания снижают световой поток на 25-30%, что приведет во время копирования трафарета к недостаточной экспозиции и частичному смыву фотослоя.
- Шелкография Введение в шелкографию
- Сетка для шелкографии Материал
- Номера сита
- Толщина красочного слоя
- Рама в шелкографии
- Натягивание сетки на раму шелкографии
- Обработка сетки перед нанесением фотораствора
- Обезжиривание
- Химическое обезжиривание
- Внимание! Работать в резиновых перчатках. Оберегать глаза и открытые части тела от ожогов щелочью.
- Моющими средствами
- Изготовление трафарета для шелкографии
- Диапозитивы
- Фотораствор на основе желатина
- Источники света
- Опасность уф-излучения
- Расстояние до источника света
- Цвет сетки трафарета
- Печать шелкографией
- Ракель в шелкографии
- Краски шелкографии