logo
Metodicheskoe_posobie_S1_-_S3_PNPO_2012

3) Нитрат натрия окисляет фосфор.

Шаг восьмой: записываем уравнения реакций, начиная с самого простого:

1. 2P + 5Br2 = 2PBr5 ( или 2P + 3Br2 = 2PBr3)

2. 5NaNO3 + 2P = Р2О5 + 5NaNO2

3. 2KOH + Br2 = KBrO + KBr + H2O (на холоде) или

6KOH + 3Br2 = KBrO3 + 5KBr + 3H2O (в горячем растворе)

4. 3KOH + 4P + 3H2O = PH3 + 3K H2PO2

Пример 2.

Даны: дихромат калия, серная кислота (конц.), фторид калия, гидроксид рубидия

Шаг первый: записать формулы предложенных в задании веществ.

K2Cr2O7, H2SO4, KF, RbOH

Шаг второй: под каждым веществом подписать, к какому классу оно относится:

K2Cr2O7, H2SO4, KF, RbOH

Соль кислота соль Щелочь

Шаг третий: следуя схеме взаимодействия (см. занятие №5) соединить те вещества, которые могут реагировать

K2Cr2O7, H2SO4, KF, RbOH

С оль кислота соль Щелочь

Шаг четвертый: проверить, все ли из выбранных реакций возможны.

Не будут взаимодействовать фторид калия с дихроматом калия, фторид калия с гидроксидом рубидия, так как не получаются неэлектролиты и слабые электролиты. (Соединяющие эти вещества линии нужно убрать)

K2Cr2O7, H2SO4, KF, RbOH

С оль кислота соль Щелочь

Шаг пятый: под всеми веществами подписать окислительно-восстановительные свойства. Дихромат и концентрированная серная кислота – окислители, так как хром и сера в них находятся в высших степенях окисления, щелочь и фторид калия не проявляют окислительно-восстановительных свойств. Следовательно, окислительно-восстановительных реакций не может быть.

K2Cr2O7, H2SO4, KF, RbOH

Ок-ль ок-ль

Шаг шестой: проанализируем результат:

Итак:

1) Концентрированная серная кислота будет вытеснять более летучую и слабую фтороводородную кислоту из фторида;

2) Концентрированная серная кислота будет вытеснять более слабую и менее устойчивую кислоту из дихромата.

3) Между гидроксидом рубидия и серной кислотой пройдет реакция нейтрализации.

4) Дихроматы в щелочной среде превращаются в хроматы.

Шаг седьмой: записываем уравнения реакций, начиная с самого простого:

1. H2SO4 + 2RbOH = Rb2SO4 + 2H2O (или H2SO4 + RbOH = RbНSO4 + H2O)

2. H2SO4 + 2KF = K2SO4 + 2HF (или H2SO4 + KF = KНSO4 + HF)

3. K2Cr2O7 + 2H2SO4 = 2KНSO4+ H2O + 2CrO3

4. K2Cr2O7 +2RbOH = Rb2CrO4 + K2CrO4+ H2O

Пример 3.

Даны вещества: сера, сероводород, азотная кислота (конц.), серная кислота (конц.). Шаг первый: записать формулы предложенных в задании веществ.

S H2S HNO3 H2SO4

Шаг второй: под каждым веществом подписать, к какому классу оно относится:

S H2S HNO3 H2SO4

неметалл кислота кислота кислота

Шаг третий: следуя схеме взаимодействия (см. занятие №5) соединить те вещества, которые могут реагировать. В соответствии со схемой вещества не могут реагировать.

Шаг четвертый: под всеми веществами подписать окислительно-восстановительные свойства. Концентрированные серная и азотная кислоты – окислители, так как азот и сера в них находятся в высших степенях окисления, сероводород – восстановитель, так как сера находится в низшей степени окисления, сера проявляет окислительно-восстановительную двойственность.

S H2S HNO3 H2SO4

О/В в-ль ок-ль ок-ль

Шаг пятый: соединим вещества, которые могут реагировать между собой как окислители и восстановители.

S H2S HNO3 H2SO4

О/В в-ль ок-ль ок-ль

Шаг шестой: проанализируем результат

Итак: