Тема 4. Методика решения заданий с1.
Все задания С1 можно условно разделить на 2 группы:
1) в левой и правой части схемы пропущены вещества, не включающие атомы окислителя и восстановителя. В этих заданиях нужно определить побочные продукты и/или вещества, определяющие среду реакции;
2) в левой или правой части схемы пропущены вещества, содержащие атомы окислителя или восстановителя. Здесь нужно определить формулу окислителя или восстановителя, или формулу основного продукта, содержащего атомы окислителя или восстановителя. В дальнейшем мы будем условно называть эти вещества ключевыми.
Рассмотрим несколько примеров и алгоритм их решения.
ПРИМЕР 1. (указаны все ключевые вещества)
K2S + H2O + KBrO4 S + KBr + …
1. Определим степени окисления элементов, чтобы понять, все ли ключевые вещества указаны в схеме:
K2S – 2 + H2O + KBr+7O4 S0 + KBr – 1 + …
Степень окисления поменяли сера и бром. Значит, указаны все ключевые вещества.
2. Составим электронный баланс и начнем уравнивать схему:
S – 2 – 2 е S0 4
Br+7 +8е Br – 1 1
4K2S – 2 + H2O +1 KBr+7O4 4S0 +1 KBr – 1 + …
3. Как видно, в левой части 8 «лишних» атомов калия, следовательно, в правую часть нужно внести КОН
4K2S – 2 + H2O +1 KBr+7O4 4S0 +1 KBr – 1 + 8КОН
4. Теперь уравняем водород:
4K2S – 2 + 4H2O +1 KBr+7O4 4S0 +1 KBr – 1 + 8КОН
5. Сделаем проверку по кислороду. Кислорода слева и справа по 8.
Окончательно решение выглядит так:
4K2S – 2 + 4H2O + KBr+7O4 4S0 +KBr – 1 + 8КОН
S – 2 – 2 е S0 4
Br+7 +8е Br – 1 1
K2S – восстановитель за счет S – 2
KBr+7O4 – окислитель за счет Br +7
ПРИМЕР 2. (пропущено ключевое вещество справа)
FeSO4 + KClO3 + … K2FeO4 + … + K2SO4 + …
1. Определим степени окисления элементов, чтобы понять, все ли ключевые вещества указаны в схеме:
Fe+2SO4 + KCl+5O3 + … K2Fe+6O4 + … + K2SO4 + …
Степень окисления поменяло железо. Сера, калий и кислород не поменяли степень окисления, хлор в правой части схемы отсутствует. Следовательно, второй элемент, поменявший степень окисления – хлор.
2. Определим роль железа в этой реакции: Fe+2– 4 е Fe+6 – восстановитель, значит хлор будет окислителем, то есть будет принимать электроны и понижать степень окисления.
3. Определим, во что превратится KCl+5O3, используя материалы занятия 3. Кислородные соединения галогенов восстанавливаются до галогенидов. Значит, продуктом восстановления хлората калия будет хлорид калия.
4 . Составим баланс и начнем уравнивать схему, предварительно внеся продукт:
Fe+2– 4 е Fe+6 3
Cl+5 +6е Cl – 1 2
3Fe+2SO4 + 2KCl+5O3 + … 3K2Fe+6O4 + 2KCl + K2SO4 + …
5. Уравняем серу:
3Fe+2SO4 + 2KCl+5O3 + … 3K2Fe+6O4 + 2KCl + 3K2SO4 + …
6. Теперь мы видим, что калия справа 14 атомов, а слева только 2. Это говорит о том, что в левую часть схемы нужно внести KOH. Внесем и уравняем калий:
3Fe+2SO4 + 2KCl+5O3 + 12KOH 3K2Fe+6O4 + 2KCl + 3K2SO4 + …
7. В левой части теперь 12 атомов водорода, а в правой вообще нет, значит, побочным продуктом будет вода, внесем ее формулу в правую часть схемы и уравняем:
3Fe+2SO4 + 2KCl+5O3 + 12KOH 3K2Fe+6O4 + 2KCl + 3K2SO4 + 6H2O
8. Осуществим проверку по кислороду: по 30 атомов слева и справа.
Окончательно решение выглядит так:
3Fe+2SO4 + 2KCl+5O3 + 12KOH 3K2Fe+6O4 + 2KCl + 3K2SO4 + 6H2O
F e+2– 4 е Fe+6 3
Cl+5 +6е Cl – 1 2
FeSO4 – восстановитель за счет Fe+2
KClO3 – окислитель за счет Cl+5
ПРИМЕР 3. (пропущено ключевое вещество слева)
… + KMnO4 N2 + MnO2 + KOH + …
1. Определим степени окисления элементов, чтобы понять, все ли ключевые вещества указаны в схеме:
… + KMn+7O4 N20 + Mn+4O2 + KOH + …
Степень окисления поменял марганец. Калий и кислород не поменяли степень окисления, в левой части схемы отсутствуют азот и водород. Скорее всего, второй элемент, поменявший степень окисления – азот.
2. Определим роль марганца в этой реакции: Mn+7+ 3 е Mn+4 – окислитель, значит азот будет восстановителем, то есть будет отдавать электроны и повышать степень окисления.
3. Степень окисления азота была ниже 0, а, так как в левой части уравнения нет ещё и водорода, логично предположить, что это водородное соединение азота. Это может быть аммиак или гидразин.
Для начала рассмотрим решение с аммиаком.
4. Составим баланс и начнем уравнивать схему, предварительно внеся аммиак в левую часть схемы:
2N – 3 – 6 е N20 1
Mn+7+ 3 е Mn+4 2
2NH3 + 2KMn+7O4 1N20 + 2Mn+4O2 + KOH + …
5. Уравняем калий:
2NH3 + 2KMn+7O4 1N20 + 2Mn+4O2 + 2KOH + …
6. Теперь мы видим, что слева 6 атомов водорода, а справа только 2, слева 8 атомов кислорода, а справа 6, следовательно, побочным продуктом является вода:
2NH3 + 2KMn+7O4 1N20 + 2Mn+4O2 + 2KOH + 2H2O
Окончательно решение выглядит так:
2NH3 + 2KMn+7O4 N20 + 2Mn+4O2 + 2KOH + 2H2O
2 N – 3 – 6 е N20 1
Mn+7+ 3 е Mn+4 2
NH3 – восстановитель за счет N – 3
KMnO4 – окислитель за счет Mn+7
Второй вариант – с участием гидразина:
N2 – 2 H4 + KMn+7O4 N20 + Mn+4O2 + KOH + H2O
2 N – 2 – 4 е N20 3
Mn+7+ 3 е Mn+4 4
3N2 – 2 H4 + 4KMn+7O4 3N20 + 4Mn+4O2 + 4KOH + 4H2O
N2H4 – восстановитель за счет N – 2
KMnO4 – окислитель за счет Mn+7
ПРИМЕР 4. (пропущены ключевые вещества слева и справа)
KNO2 +… + H2O MnO2 + KOH + …
1. Определим степени окисления элементов, чтобы понять, все ли ключевые вещества указаны в схеме:
KN+3O2 +… + H2O Mn+4O2 + KOH + …
Калий, водород и кислород не поменяли степень окисления, в левой части схемы отсутствует марганец, в правой – азот. Эти элементы и поменяли степень окисления.
2. Определим роль марганца в этой реакции: скорее всего марганец в этой реакции выполняет роль окислителя, в нейтральной среде соединения марганца +7 и +6, выступая окислителями, превращаются в MnO2 . Выберем в качестве окислителя KMnO4. Тогда нитрит будет восстановителем, окислится до нитрата.
3. Запишем схему реакции с выбранными веществами и составим электронный баланс:
K N+3O2 + KMn+7O4 + H2O Mn+4O2 + KOH + KN+5O3
N + 3 – 2 е N+5 3
Mn+7+ 3 е Mn+4 2
4. Уравняем схему:
3KN+3O2 + 2KMn+7O4 + H2O 2Mn+4O2 + 2KOH + 3KN+5O3
KNO2 – восстановитель за счет N + 3
KMnO4 – окислитель за счет Mn+7
При составлении этого уравнения можно было использовать в качестве окислителя манганат.
- Аннотация
- Методическое пособие по подготовке к егэ по химии решениезаданий высокого уровня сложности (с1, с2, с3)
- Содержание
- Уметь расставлять степени окисления элементов в молекулярных формулах веществ.
- Уметь составлять электронный баланс, то есть определять количество и направление перехода электронов.
- Уметь расставлять коэффициенты.
- Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.
- 5 Ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород.
- 3 Ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород.
- Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
- Тема 2. Окисление органических веществ. Зависимость продуктов реакции окисления органических веществ от среды. Применение метода электронного баланса в органических реакциях (метод макроподстановки).
- 1. Графический метод определения степени окисления в органических веществах
- Глицерин
- Метилфенилкетон
- 2. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ, их разновидности, определение продуктов реакции
- Горения стеариновой кислоты в кислороде;
- Полного окисления глюкозы концентрированной азотной кислотой.
- Составьте уравнение реакции окисления этанола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием уксусного альдегида.
- Составьте уравнение реакции окисления толуола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием бензойной кислоты.
- 3. Метод макроподстановки при расставлении коэффициентов в органических овр
- Тема 3. Поведение важнейших окислителей и восстановителей. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций.
- Типичные восстановители и окислители:
- Самые известные полуреакции:
- Соединения марганца в овр
- Соединения хрома в овр
- Дихромат и хромат калия как окислители
- Азотная кислота в овр
- Серная кислота
- Задание
- Пример выполнения домашнего задания:
- Тема 4. Методика решения заданий с1.
- Задание
- Тема 5. Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции.
- Задание
- Тема 6. Методика решения заданий с 2
- 1)Неметаллы с щелочью вступают в реакцию диспропорционирования, так как обладают окислительно-восстановительной двойственностью, а щелочь не обладает о/в свойствами.
- 2) Фосфор с бромом реагируют, при этом бром выступает окислителем, а фосфор восстановителем.
- 3) Нитрат натрия окисляет фосфор.
- 1) Концентрированная серная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до сернистого газа;
- 2) Концентрированная азотная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до диоксида азота
- 3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.
- Задание
- Методика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
- Окрашенные осадки,
- Другие окрашенные вещества
- Примеры заданий для самостоятельного решения
- Решения
- Задания для самостоятельного решения.
- Тема 7. Химические свойства и получение органических веществ в заданиях с3. Реакции, вызывающие наибольшие сложности у школьников, выходящие за рамки школьного курса.
- 1. Реакции, которые могут идти по-разному в зависимости от условий.
- 1.3. Взаимодействие пропена с хлором.
- 1.4. Реакции дегидратации спиртов.
- 1.5. Реакция окисления кумола (изопропилбензола).
- 2. Преимущественные направления протекания некоторых реакций
- 2.4. Замещение в предельном радикале у разных классов веществ.
- 2.5. Правила ориентации в бензольном кольце.
- 3. Реакции, которые не рассматриваются в школьном курсе.
- Список литературы