Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
Рассмотрим пример:
As2S3 + HNO3 H3AsO4 + SO2 + NO2 + H2O
В этом уравнении 2 восстановителя (мышьяк и сера) в составе одного вещества, поэтому в электронном балансе обязательно учитываются индексы из формулы исходного вещества, отданные восстановителями электроны суммируются:
2 As +3 –4 e 2As+5
3S–2 – 18e 3S+4 22 e 1 восстановители
Окисление
N+5 +1e N+4 22 окислитель
Восстановление
Перед азотом в левой и правой части уравнения ставим 22, перед мышьяковой кислотой – 2, перед сернистым газом – 3, уравниваем водород и проверяем правильность расстановки коэффициентов по кислороду.
As2S3 + 22HNO3 = 2H3AsO4 + 3SO2 + 22NO2 + 8H2O
Можно использовать и такую запись поведения восстановителя:
As2S3 – 22e 2As+5 + 3S+4
Слева записано электронейтральное вещество, справа считаем сумму зарядов.
В рассмотренном примере степени окисления серы и мышьяка очевидны. Однако, встречаются вещества нестехиометрического состава, в которых определить степень окисления элементов затруднительно. Например, цементит Fe3C.
Fe3C + HNO3 Fe(NO3)3 + CO2 + NO2 + H2O
Чтобы не выяснять, какие в этом веществе степени окисления у элементов, воспользуемся выше приведенным приёмом:
F e3C – 13e- 3Fe+3 + C+4 1
окисление
N+5 +1e N+4 13
восстановление
Коэффициент 13 ставим перед оксидом азота, перед нитратом железа – 3, перед цементитом и углекислым газом коэффициенты не нужны. Пересчитываем азот в правой части (22), ставим 22 перед формулой азотной кислоты, уравниваем водород, проводим проверку по кислороду:
Fe3C + 22HNO3 3Fe(NO3)3 + CO2 + 13NO2 + 11H2O
В случаях, когда 2 восстановителя находятся в составе одного вещества, элементам можно присваивать даже нереальные степени окисления, при этом будут получаться те же коэффициенты. Например, предположим, что углерод в цементите имеет степень окисления – 4, тогда степень окисления железа +4/3. Составим баланс с этими значениями:
3Fe +4/3 –5 e 3Fe+3
C–4 – 8e C+4 13 e
Можно присвоить элементам такие степени окисления, чтобы степень окисления изменялась только у одного элемента. Пусть степень окисления железа +3 в исходном веществе и продукте, тогда степень окисления углерода в цементите – 9 (такого не бывает, но в данном случае мы весьма формально используем понятие степень окисления).
C–9 – 13e C+4
Опять восстановитель отдал 13 электронов.
ЗАДАНИЕ 2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса в следующих схемах реакций:
1) Na + HNO3 NaNO3 + N2O + H2O
2) K2FeO4 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + K2SO4 + H2O + O2
3) H2O2 + KMnO4 + HNO3 Mn(NO3)2 + KNO3 + H2O + O2
4) Ti2(SO4)3 + KClO3 + H2O TiOSO4 + KCl + H2SO4
5) Mn3O4 + KClO3 + K2CO3 K2MnO4 + KCl + CO2
6) Na2S4O6 + KMnO4 + HNO3 Na2SO4 + H2SO4 + Mn(NO3)2 + KNO3 + H2O
7) Cu2S + O2 + CaCO3 CuO + CaSO3 + CO2
8) FeCl2 + KMnO4 + HCl FeCl3 + Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O
9) CuFeS2 + HNO3 Cu(NO3)2 + Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O
10)KSCN + K2Cr2O7 + H2SO4 → Cr2(SO4)3 + K2SO4 + CO2+ NO2 + SO2 + H2O
11)Zn + Na2SO3 + HCl = ZnCl2 + H2S + NaCl + H2O
12) SnCl2 + HCl + K2Cr2O7 = H2[SnCl6] + CrCl3 + KCl + H2O
13)Br2 + MnSO4 + NaOH MnO2 + NaBr + Na2SO4 +H2O
14)PbO2 + Mn(NO3)2 + HNO3 = HMnO4 + Pb(NO3)2 +H2O
15)K2Cr2O7 + Al + H2SO4 → CrSO4 + Al2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
16)FeCl2 + KClO4 + HCl → FeCl3 + Cl2 + KCl + H2O
17)Na2O2 + KI + H2SO4 = I2 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
18)HClO3 + H2SO4 + FeSO4 → Fe2(SO4)3 + HCl + H2O
19)Si + HNO3 + HF → SiF4 + NO + H2O
21)H2O2 + KMnO4 + H2SO4 → O2 + MnSO4 + K2 SO4 +H2O
22)KMn O4 + SnSO4 + Н2SO4 → MnSO4 + Sn(SO4)2 + К2SO4 + H2O
23)(NH4)2SO4 + Ca(NO3)2 = N2 + O2 + H2O + CaSO4
24)CS2 + KMnO4 + KOH = S + MnO2 +K2CO3 + H2O
25)FeSO4 + CrO3 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + Cr2(SO4)3 + H2O
26)CrCl3 + H2O2 + KOH → K2CrO4 + KCl + H2O
27)NaOCl + 2 KI + H2SO4 = NaCl + I2 + K2SO4 + H2O
28)P + CuSO4 + H2O = H3PO4 + Cu + H2SO4
29)Cu2O + H2SO4 + KMnO4 = CuSO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
30)KI + H2SO4(конц) = I2 + H2S + K2SO4 + H2O
- Аннотация
- Методическое пособие по подготовке к егэ по химии решениезаданий высокого уровня сложности (с1, с2, с3)
- Содержание
- Уметь расставлять степени окисления элементов в молекулярных формулах веществ.
- Уметь составлять электронный баланс, то есть определять количество и направление перехода электронов.
- Уметь расставлять коэффициенты.
- Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.
- 5 Ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород.
- 3 Ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород.
- Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
- Тема 2. Окисление органических веществ. Зависимость продуктов реакции окисления органических веществ от среды. Применение метода электронного баланса в органических реакциях (метод макроподстановки).
- 1. Графический метод определения степени окисления в органических веществах
- Глицерин
- Метилфенилкетон
- 2. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ, их разновидности, определение продуктов реакции
- Горения стеариновой кислоты в кислороде;
- Полного окисления глюкозы концентрированной азотной кислотой.
- Составьте уравнение реакции окисления этанола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием уксусного альдегида.
- Составьте уравнение реакции окисления толуола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием бензойной кислоты.
- 3. Метод макроподстановки при расставлении коэффициентов в органических овр
- Тема 3. Поведение важнейших окислителей и восстановителей. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций.
- Типичные восстановители и окислители:
- Самые известные полуреакции:
- Соединения марганца в овр
- Соединения хрома в овр
- Дихромат и хромат калия как окислители
- Азотная кислота в овр
- Серная кислота
- Задание
- Пример выполнения домашнего задания:
- Тема 4. Методика решения заданий с1.
- Задание
- Тема 5. Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции.
- Задание
- Тема 6. Методика решения заданий с 2
- 1)Неметаллы с щелочью вступают в реакцию диспропорционирования, так как обладают окислительно-восстановительной двойственностью, а щелочь не обладает о/в свойствами.
- 2) Фосфор с бромом реагируют, при этом бром выступает окислителем, а фосфор восстановителем.
- 3) Нитрат натрия окисляет фосфор.
- 1) Концентрированная серная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до сернистого газа;
- 2) Концентрированная азотная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до диоксида азота
- 3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.
- Задание
- Методика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
- Окрашенные осадки,
- Другие окрашенные вещества
- Примеры заданий для самостоятельного решения
- Решения
- Задания для самостоятельного решения.
- Тема 7. Химические свойства и получение органических веществ в заданиях с3. Реакции, вызывающие наибольшие сложности у школьников, выходящие за рамки школьного курса.
- 1. Реакции, которые могут идти по-разному в зависимости от условий.
- 1.3. Взаимодействие пропена с хлором.
- 1.4. Реакции дегидратации спиртов.
- 1.5. Реакция окисления кумола (изопропилбензола).
- 2. Преимущественные направления протекания некоторых реакций
- 2.4. Замещение в предельном радикале у разных классов веществ.
- 2.5. Правила ориентации в бензольном кольце.
- 3. Реакции, которые не рассматриваются в школьном курсе.
- Список литературы