1. Графический метод определения степени окисления в органических веществах
В органических веществах можно определять степени окисления элементов алгебраическим методом, при этом получается усредненное значение степени окисления. Этот метод наиболее применим в том случае, если все атомы углерода органического вещества по окончании реакции приобрели одинаковую степень окисления (реакции горения или полного окисления)
Рассмотрим такой случай:
Пример 1. Обугливание дезоксирибозы серной концентрированной кислотой с дальнейшим окислением:
С5Н10О4 + H2SO4 CO2 + H2O + SO2
Найдём степень окисления углерода х в дезоксирибозе: 5х + 10 – 8 = 0; х = - 2/5
В электронном балансе учитываем все 5 атомов углерода:
5С -2/5 – 22е 5С+4 2 1
Окисление
S+6 + 2е S+4 22 11
восстановление
С5Н10О4 + 11H2SO4 5CO2 + 16H2O + 11SO2
В большинстве случаев окислению подвергаются не все атомы органического вещества, а только некоторые. В этом случае в электронный баланс вносятся только атомы, изменившие степень окисления, а, следовательно, нужно знать степень окисления каждого атома. Легче всего это сделать графическим методом: 1) изображается полная структурная формула вещества;
2) по каждой связи стрелкой показывается смещение электрона к наиболее электроотрицательному элементу;
3) все связи С – С считаются неполярными;
4) далее ведется подсчет: сколько стрелок направлено к атому, столько «–» , сколько от атома – столько «+». Сумма «–» и «+» определяет степень окисления атома. Рассмотрим несколько примеров:
Н
Н С С О
Н О Н
Углерод карбоксильной группы смещает от себя 3 электрона, его степень окисления +3, углерод метильного радикала притягивает к себе 3 электрона от водорода, его степень окисления – 3.
Cl
Н С С О
H H
Углерод альдегидной группы отдает 2 электрона (+2) и притягивает к себе 1 электрон ( - 1), итого степень окисления углерода альдегидной группы +1. Углерод радикала притягивает 2 электрона от водорода (-2) и отдает 1 электрон хлору (+1), итого степень окисления этого углерода -1.
Н Н
Н С С С ≡ С Н
Н Н
У первого углерода (начинаем считать справа) степень окисления -1, у второго 0, так как мы считаем все связи углерод-углерод неполярными, у третьего – 2, у четвертого – 3.
Задание 1. Определите усредненную степень окисления атомов углерода алгебраическим методом и степень окисления каждого атома углерода графическим методом в следующих соединениях:
- Аннотация
- Методическое пособие по подготовке к егэ по химии решениезаданий высокого уровня сложности (с1, с2, с3)
- Содержание
- Уметь расставлять степени окисления элементов в молекулярных формулах веществ.
- Уметь составлять электронный баланс, то есть определять количество и направление перехода электронов.
- Уметь расставлять коэффициенты.
- Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.
- 5 Ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород.
- 3 Ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород.
- Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
- Тема 2. Окисление органических веществ. Зависимость продуктов реакции окисления органических веществ от среды. Применение метода электронного баланса в органических реакциях (метод макроподстановки).
- 1. Графический метод определения степени окисления в органических веществах
- Глицерин
- Метилфенилкетон
- 2. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ, их разновидности, определение продуктов реакции
- Горения стеариновой кислоты в кислороде;
- Полного окисления глюкозы концентрированной азотной кислотой.
- Составьте уравнение реакции окисления этанола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием уксусного альдегида.
- Составьте уравнение реакции окисления толуола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием бензойной кислоты.
- 3. Метод макроподстановки при расставлении коэффициентов в органических овр
- Тема 3. Поведение важнейших окислителей и восстановителей. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций.
- Типичные восстановители и окислители:
- Самые известные полуреакции:
- Соединения марганца в овр
- Соединения хрома в овр
- Дихромат и хромат калия как окислители
- Азотная кислота в овр
- Серная кислота
- Задание
- Пример выполнения домашнего задания:
- Тема 4. Методика решения заданий с1.
- Задание
- Тема 5. Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции.
- Задание
- Тема 6. Методика решения заданий с 2
- 1)Неметаллы с щелочью вступают в реакцию диспропорционирования, так как обладают окислительно-восстановительной двойственностью, а щелочь не обладает о/в свойствами.
- 2) Фосфор с бромом реагируют, при этом бром выступает окислителем, а фосфор восстановителем.
- 3) Нитрат натрия окисляет фосфор.
- 1) Концентрированная серная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до сернистого газа;
- 2) Концентрированная азотная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до диоксида азота
- 3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.
- Задание
- Методика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
- Окрашенные осадки,
- Другие окрашенные вещества
- Примеры заданий для самостоятельного решения
- Решения
- Задания для самостоятельного решения.
- Тема 7. Химические свойства и получение органических веществ в заданиях с3. Реакции, вызывающие наибольшие сложности у школьников, выходящие за рамки школьного курса.
- 1. Реакции, которые могут идти по-разному в зависимости от условий.
- 1.3. Взаимодействие пропена с хлором.
- 1.4. Реакции дегидратации спиртов.
- 1.5. Реакция окисления кумола (изопропилбензола).
- 2. Преимущественные направления протекания некоторых реакций
- 2.4. Замещение в предельном радикале у разных классов веществ.
- 2.5. Правила ориентации в бензольном кольце.
- 3. Реакции, которые не рассматриваются в школьном курсе.
- Список литературы