logo
Алхимия как феномен культуры

Заключение

История алхимии, особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных знаний средневековья.

В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире. Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.).

Главным результатом алхимии, кроме накопления запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые сделали её тупиковым путем развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета деятельности лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых - мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории - учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

К середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным нарастающее разделение. С одной стороны, это было вырождающееся мистическое направление, представители которого пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой - набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными рациональными направлениями являлись ятрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

Список литературы

Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. -- М.: Наука, 1979.

Бурмистров Константин. «Ибо он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФРАН, 2009.- 295 с. ISBN 978-5-9540-0139-6.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999

Карапетьянц А. М., Торчинов Е. А. История и теория алхимии в Китае (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987

Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006

Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.