Химия в домашних условиях

курсовая работа

3. Значение домашнего химического эксперимента

Домашние опыты и наблюдения подходят под определение "самостоятельная работа" по следующим основным признакам: это практическая работа, один из видов самостоятельной работы; домашние опыты и наблюдения имеют дидактические цели самостоятельной работы.

При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и далее закрепляют экспериментальные умения:

- организационные (планирование эксперимента, подбор реактивов и оборудования, подготовка формы отчета, рациональное использование времени, средств, методов и приемов);

- технические (обращение с реактивами и оборудованием, сборка приборов или установок, выполнение химических операций, соблюдение правил безопасности);

- интеллектуальные (уточнение цели эксперимента, выдвижение гипотез, использование имеющихся знаний, описание наблюдаемых явлений, анализ результатов эксперимента, установление причинно-следственных связей, обобщение и выводы).

В меньшей степени использование домашнего эксперимента позволяет формировать измерительные умения, так как в домашних условиях у учащихся, как правило, отсутствуют элементарные измерительные приборы, так же и весы, термометр, мерная посуда и т.п. Формировать и закреплять измерительные умения удается при проведении на уроках практических работ исследовательского характера, основанных на выполнении количественных опытов и проведении ученических исследований отдельных явлений или объектов на внеклассных занятиях.

В некоторых случаях при проведении домашнего эксперимента можно формировать и умения конструирования, но для этого необходимо специальным образом составлять инструкции по его выполнению.

Домашний эксперимент способствует формированию понятия у учащихся о химической реакции, устанавливает связи между свойствами веществ и их применением в быту, жизни, на производстве. Основное его преимущество перед экспериментальной работой в классе (лабораторные работы и практические занятия, решение экспериментальных задач) состоит в том, что при выполнении домашнего эксперимента учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Если опыт не удается, то его можно не торопясь повторить, что часто затруднительно при выполнении экспериментальной работы в классе.

Контроль за выполнение домашних опытов и наблюдений.

1. Домашние опыты и наблюдения выполняются учащимися на дому под контролем и направляющей ролью учителя. Роль учителя заключается в том, что для проведения опытов и наблюдений учащимся дают инструкции (письменные или устные), по особой методике проверяют их выполнение. Но руководство и контроль осуществляется в присутствии учащихся, а выполняют они работы вне поля зрения учителя. Поэтому домашний эксперимент в большей степени самостоятельный, чем классные практические работы[8].

Необходимые требования к проведению домашнего химического эксперимента:

- наглядность;

- простота;

- безопасность;

- надежность;

- необходимость объяснения эксперимента.

Смысл контроля в том, чтобы учитель был уверен в правильности выполнения опыта и правильности выводов, сделанных учащимся на основании опытов и наблюдений.

2. Необходимо проверять краткие письменные отчеты учащихся о проделанных опытах. При этом краткие инструкции (письменные или устные) по этим опытам должны быть составлены учителем таким образом, чтобы они не могли вскрыть в полной мере результаты опытов, но лишь указывали бы, как и в какой последовательности нужно проводить сам опыт с соблюдением мер предосторожности. Поэтому ученик, не выполнивший работы, как правило, не может составить и краткого письменного отчета. По таким кратким ученическим ответам учитель может проследить, как выполняется опыт, какие были недочеты, каков результат опыта. Такие записи учащихся являются своего рода "удостоверением" правильного выполнения практической работы.

3. Могут быть в течении учебного года и такие опыты, выполнение которых не требует много времени на постановку самого опыта, но нуждается в длительных наблюдениях. В этих случаях учащиеся приносят в школу не только отдельные вещества, полученные при выполнении опыта, например, выращенные кристаллы, но и краткие дневники, заполненные по определенной форме. В дневнике, например, освещается, когда был заложен опыт, какова его продолжительность, условия проведения и результаты опыта. Можно составить презентацию как одну из форм отчетности.

4. Зафиксировать работу и ее результаты можно с помощью фотографий.

5. В отдельных случаях, когда по выполненным опытам не предусмотрено ни краткого их описания, ни рисунка, ни вещественного доказательства, учитель проводит краткую фронтальную беседу по выполненным опытам. Это особенно рекомендуется в том случае, когда материал домашних опытов тесно связан с изучением материала темы урока.

Иногда по некоторому домашнему эксперименту отдельные виды контроля комбинируются, сочетаются. Таким образом, виды контроля над выполнением домашних опытов и наблюдений в зависимости от их специфики различны, не отнимают у учителя много времени и довольно надежны. Разумеется, нет никакой необходимости учителю просматривать краткие письменные отчеты дифференцированно, т.е. по каждому опыту в отдельности. Можно это сделать, когда учащиеся выполнят несколько работ по теме или части темы (разделу)[13].

Учителя должны помнить, что при выполнении классных и домашних опытов по химии они обязаны предупреждать возникновение несчастных случаев.

При отборе реактивов для проведения домашних опытов и наблюдений следует исходить из их целей и правил безопасности при работе. Для проведения многих опытов пользуются теми веществами, которые имеются в домашних условиях. Это - обширная группа веществ, применение которых для выполнения опытов в домашних условиях не представляет опасности для учащихся. Вторую, менее обширную группу веществ составляют те, которые учащиеся приобретают самостоятельно.

Делись добром ;)