3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.
Шаг седьмой: записываем уравнения реакций, начиная с самого простого:
1. 2H2SO4 + S = 3SO2 + 2H2O
2. 6HNO3 + S = H2SO4 + 6NO2 + 2H2O
3. 3H2SO4 + H2S = 4SO2 + 4H2O ( или H2SO4 + H2S = SO2 + S +2H2O)
4. 8HNO3 + H2S = H2SO4 + 8NO2 + 4H2O (или 2HNO3 + H2S = S + 2NO2 + 2H2O )
5. H2S+ S = H2S2
Пример 4.
Даны: раствор тетрагидроксоалюмината натрия, углекислый газ, магний, раствор хлорида алюминия
Это задание нужно рассмотреть, так как здесь используется комплексное соединение.
Шаг первый: записать формулы предложенных в задании веществ.
Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3
Шаг второй: под каждым веществом подписать, к какому классу оно относится:
Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3
Соль кислотный оксид металл соль
Шаг третий: следуя схеме взаимодействия (см. занятие №5) соединить те вещества, которые могут реагировать
Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3
С оль кислотный оксид металл соль
Шаг четвертый: проверить, все ли из выбранных реакций возможны.
В нашем случае комплексная соль не будет реагировать с магнием (магний не может вытеснить натрий), углекислый газ не может реагировать с хлоридом алюминия, так как это соль бескислородной и сильной кислоты, а углекислый газ может вытеснить кислотный оксид из состава соли более слабой кислоты, или соответствующей более летучему оксиду. Уберем линии, соединяющие эти вещества.
Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3
Соль кислотный оксид металл соль
Шаг пятый: под всеми веществами подписать окислительно-восстановительные свойства. CO2 – окислитель, так как углерод находится в высшей степени окисления, магний –восстановитель. Предложенные соли могут проявлять слабые окислительные свойства из-за того, что алюминий находится в высшей степени окисления. Хлорид-ион может проявлять свойства восстановителя с сильным окислителем, которого в нашем примере нет.
Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3
Ок-ль Ок-ль вос-ль Ок-ль
Шаг шестой: соединим вещества, которые могут реагировать между собой как окислители и восстановители.
Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3
О к-ль Ок-ль вос-ль Ок-ль
Шаг седьмой: совместим эти схемы и проанализируем результат:
Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3
Соль кислотный оксид металл соль
Ок-ль Ок-ль вос-ль Ок-ль
Итак, продублировались реакции между углекислым газом и магнием, хлоридом алюминия и магнием, они обязательно пойдут. Из оставшихся реакций более вероятны взаимодействия комплексной соли с углекислым газом и хлоридом алюминия (это кислотно-основные взаимодействия), так как комплекс сильно щелочной, а углекислый газ и хлорид алюминия при растворении создают кислую среду. Магний же с щелочами при обычных условиях не реагирует.
Шаг восьмой: записываем уравнения реакций, начиная с самого простого:
1. 2Mg + CO2 = 2MgO + C
2.3Mg + 2AlCl3 = 2Al + 3MgCl2
3. Na[Al(OH)4] + CO2 = NaHCO3+ Al(OH)3
4. 3Na[Al(OH)4] + AlCl3 = 3NaCl + 4Al(OH)3
Обратите внимание на следующую закономерность: если реакция продублировалась, то она точно будет окислительно-восстановительной (обменное или кислотно-основное взаимодействие не пойдет).
Пример 5.
Даны: железо, оксид железа (III), иодоводород и оксид железа (II).
Шаг первый: записать формулы предложенных в задании веществ.
Fe Fe2O3 HI FeO
Шаг второй: под каждым веществом подписать, к какому классу оно относится:
Fe Fe2O3 HI FeO
металл амфотерный оксид кислота основный оксид
Шаг третий: следуя схеме взаимодействия (см. занятие №5) соединить те вещества, которые могут реагировать
Fe Fe2O3 HI FeO
металл амфотерный оксид кислота основный оксид
Шаг четвертый: проверить, все ли из выбранных реакций возможны.
В нашем случае реакция железа с оксидом железа (II) не идёт, железо не может вытеснить само себя из оксида. (Соединяющую эти вещества линию нужно убрать)
Шаг пятый: под всеми веществами подписать окислительно-восстановительные свойства. Железо – восстановитель, все остальные вещества проявляют окислительно-восстановительную двойственность, но у оксида железа (III) в большей степени проявляются окислительные свойства, у оксида железа (II) – восстановительные, йодоводородная кислота – восстановитель за счет анионов йода, окислитель – счёт катионов водорода.
Fe Fe2O3 HI FeO
в-ль о/в о/в о/в
Шаг шестой: соединим вещества, которые могут реагировать между собой как окислители и восстановители.
Fe Fe2O3 HI FeO
в-ль о/в о/в о/в
Шаг седьмой: совместим эти схемы и проанализируем результат:
Fe Fe2O3 HI FeO
металл амфотерный оксид кислота основный оксид
в-ль о/в о/в о/в
Итак: все взаимодействия продублировались, все они возможны.
Шаг восьмой: записываем уравнения реакций, начиная с самого простого (или очевидного):
1. Fe + 2HI = FeI2 + H2
2. FeO + 2HI = FeI2 + H2O
3. Fe + Fe2O3 = 3FeO
4. Fe2O3+ 6HI = 2FeI2 + I2 + 3H2O
При работе по этой методике нужно выучить схему взаимодействий веществ, первоначально можно подсматривать в нее, но по мере того, как накапливается опыт решения заданий, использование схемы в качестве подсказки нужно исключить.
- Аннотация
- Методическое пособие по подготовке к егэ по химии решениезаданий высокого уровня сложности (с1, с2, с3)
- Содержание
- Уметь расставлять степени окисления элементов в молекулярных формулах веществ.
- Уметь составлять электронный баланс, то есть определять количество и направление перехода электронов.
- Уметь расставлять коэффициенты.
- Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.
- 5 Ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород.
- 3 Ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород.
- Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
- Тема 2. Окисление органических веществ. Зависимость продуктов реакции окисления органических веществ от среды. Применение метода электронного баланса в органических реакциях (метод макроподстановки).
- 1. Графический метод определения степени окисления в органических веществах
- Глицерин
- Метилфенилкетон
- 2. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ, их разновидности, определение продуктов реакции
- Горения стеариновой кислоты в кислороде;
- Полного окисления глюкозы концентрированной азотной кислотой.
- Составьте уравнение реакции окисления этанола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием уксусного альдегида.
- Составьте уравнение реакции окисления толуола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием бензойной кислоты.
- 3. Метод макроподстановки при расставлении коэффициентов в органических овр
- Тема 3. Поведение важнейших окислителей и восстановителей. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций.
- Типичные восстановители и окислители:
- Самые известные полуреакции:
- Соединения марганца в овр
- Соединения хрома в овр
- Дихромат и хромат калия как окислители
- Азотная кислота в овр
- Серная кислота
- Задание
- Пример выполнения домашнего задания:
- Тема 4. Методика решения заданий с1.
- Задание
- Тема 5. Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции.
- Задание
- Тема 6. Методика решения заданий с 2
- 1)Неметаллы с щелочью вступают в реакцию диспропорционирования, так как обладают окислительно-восстановительной двойственностью, а щелочь не обладает о/в свойствами.
- 2) Фосфор с бромом реагируют, при этом бром выступает окислителем, а фосфор восстановителем.
- 3) Нитрат натрия окисляет фосфор.
- 1) Концентрированная серная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до сернистого газа;
- 2) Концентрированная азотная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до диоксида азота
- 3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.
- Задание
- Методика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
- Окрашенные осадки,
- Другие окрашенные вещества
- Примеры заданий для самостоятельного решения
- Решения
- Задания для самостоятельного решения.
- Тема 7. Химические свойства и получение органических веществ в заданиях с3. Реакции, вызывающие наибольшие сложности у школьников, выходящие за рамки школьного курса.
- 1. Реакции, которые могут идти по-разному в зависимости от условий.
- 1.3. Взаимодействие пропена с хлором.
- 1.4. Реакции дегидратации спиртов.
- 1.5. Реакция окисления кумола (изопропилбензола).
- 2. Преимущественные направления протекания некоторых реакций
- 2.4. Замещение в предельном радикале у разных классов веществ.
- 2.5. Правила ориентации в бензольном кольце.
- 3. Реакции, которые не рассматриваются в школьном курсе.
- Список литературы