logo search
Metodicheskoe_posobie_S1_-_S3_PNPO_2012

3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.

Шаг седьмой: записываем уравнения реакций, начиная с самого простого:

1. 2H2SO4 + S = 3SO2 + 2H2O

2. 6HNO3 + S = H2SO4 + 6NO2 + 2H2O

3. 3H2SO4 + H2S = 4SO2 + 4H2O ( или H2SO4 + H2S = SO2 + S +2H2O)

4. 8HNO3 + H2S = H2SO4 + 8NO2 + 4H2O (или 2HNO3 + H2S = S + 2NO2 + 2H2O )

5. H2S+ S = H2S2

Пример 4.

Даны: раствор тетрагидроксоалюмината натрия, углекислый газ, магний, раствор хлорида алюминия

Это задание нужно рассмотреть, так как здесь используется комплексное соединение.

Шаг первый: записать формулы предложенных в задании веществ.

Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3

Шаг второй: под каждым веществом подписать, к какому классу оно относится:

Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3

Соль кислотный оксид металл соль

Шаг третий: следуя схеме взаимодействия (см. занятие №5) соединить те вещества, которые могут реагировать

Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3

С оль кислотный оксид металл соль

Шаг четвертый: проверить, все ли из выбранных реакций возможны.

В нашем случае комплексная соль не будет реагировать с магнием (магний не может вытеснить натрий), углекислый газ не может реагировать с хлоридом алюминия, так как это соль бескислородной и сильной кислоты, а углекислый газ может вытеснить кислотный оксид из состава соли более слабой кислоты, или соответствующей более летучему оксиду. Уберем линии, соединяющие эти вещества.

Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3

Соль кислотный оксид металл соль

Шаг пятый: под всеми веществами подписать окислительно-восстановительные свойства. CO2 – окислитель, так как углерод находится в высшей степени окисления, магний –восстановитель. Предложенные соли могут проявлять слабые окислительные свойства из-за того, что алюминий находится в высшей степени окисления. Хлорид-ион может проявлять свойства восстановителя с сильным окислителем, которого в нашем примере нет.

Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3

Ок-ль Ок-ль вос-ль Ок-ль

Шаг шестой: соединим вещества, которые могут реагировать между собой как окислители и восстановители.

Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3

О к-ль Ок-ль вос-ль Ок-ль

Шаг седьмой: совместим эти схемы и проанализируем результат:

Na[Al(OH)4] CO2 Mg AlCl3

Соль кислотный оксид металл соль

Ок-ль Ок-ль вос-ль Ок-ль

Итак, продублировались реакции между углекислым газом и магнием, хлоридом алюминия и магнием, они обязательно пойдут. Из оставшихся реакций более вероятны взаимодействия комплексной соли с углекислым газом и хлоридом алюминия (это кислотно-основные взаимодействия), так как комплекс сильно щелочной, а углекислый газ и хлорид алюминия при растворении создают кислую среду. Магний же с щелочами при обычных условиях не реагирует.

Шаг восьмой: записываем уравнения реакций, начиная с самого простого:

1. 2Mg + CO2 = 2MgO + C

2.3Mg + 2AlCl3 = 2Al + 3MgCl2

3. Na[Al(OH)4] + CO2 = NaHCO3+ Al(OH)3

4. 3Na[Al(OH)4] + AlCl3 = 3NaCl + 4Al(OH)3

Обратите внимание на следующую закономерность: если реакция продублировалась, то она точно будет окислительно-восстановительной (обменное или кислотно-основное взаимодействие не пойдет).

Пример 5.

Даны: железо, оксид железа (III), иодоводород и оксид железа (II).

Шаг первый: записать формулы предложенных в задании веществ.

Fe Fe2O3 HI FeO

Шаг второй: под каждым веществом подписать, к какому классу оно относится:

Fe Fe2O3 HI FeO

металл амфотерный оксид кислота основный оксид

Шаг третий: следуя схеме взаимодействия (см. занятие №5) соединить те вещества, которые могут реагировать

Fe Fe2O3 HI FeO

металл амфотерный оксид кислота основный оксид

Шаг четвертый: проверить, все ли из выбранных реакций возможны.

В нашем случае реакция железа с оксидом железа (II) не идёт, железо не может вытеснить само себя из оксида. (Соединяющую эти вещества линию нужно убрать)

Шаг пятый: под всеми веществами подписать окислительно-восстановительные свойства. Железо – восстановитель, все остальные вещества проявляют окислительно-восстановительную двойственность, но у оксида железа (III) в большей степени проявляются окислительные свойства, у оксида железа (II) – восстановительные, йодоводородная кислота – восстановитель за счет анионов йода, окислитель – счёт катионов водорода.

Fe Fe2O3 HI FeO

в-ль о о/в о/в

Шаг шестой: соединим вещества, которые могут реагировать между собой как окислители и восстановители.

Fe Fe2O3 HI FeO

в-ль о о/в о/в

Шаг седьмой: совместим эти схемы и проанализируем результат:

Fe Fe2O3 HI FeO

металл амфотерный оксид кислота основный оксид

в-ль о/в о/в о/в

Итак: все взаимодействия продублировались, все они возможны.

Шаг восьмой: записываем уравнения реакций, начиная с самого простого (или очевидного):

1. Fe + 2HI = FeI2 + H2

2. FeO + 2HI = FeI2 + H2O

3. Fe + Fe2O3 = 3FeO

4. Fe2O3+ 6HI = 2FeI2 + I2 + 3H2O

При работе по этой методике нужно выучить схему взаимодействий веществ, первоначально можно подсматривать в нее, но по мере того, как накапливается опыт решения заданий, использование схемы в качестве подсказки нужно исключить.