Дихромат и хромат калия как окислители
K2Cr2O7 (кислая и нейтральная среда), K2CrO4 (щелочная среда) + восстановители → всегда получается Cr+3 | ||
кислая среда Cr2O72- + H+→ Cr3+ CrO42- + H+→ Cr3+ | нейтральная среда | щелочная среда |
Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: CrCl3, Cr2(SO4)3 | Cr(OH)3 | K3[Cr(OH)6] в растворе, K3CrO3 или KCrO2 в расплаве |
К2Сг2О7 + 3K2SО3 + 4H2SО4 → Cr2 (SО4)3 + 4K2SO4 + 4Н2О
| 2K2CrO4 + 8H2O + 6KI → 2Cr(OH)3 +3I2 + 10KOH K2Cr2O7 + 3К2SO3 +4H2O→ 3К2SO4+ 2Cr(OH)3+2KOH | K2Cr2O7 + 2KOH →2K2CrO4 + H2O
|
Схема 3. Поведение хрома +6 в ОВР
Приведем примеры:
K2Cr2O7 + К2SO3 + H2SO4
Окислитель восстановитель создает кислую среду
Следовательно, дихромат превратится в сульфат хрома (III), сульфит окислится до сульфата, ионы калия свяжутся сульфат-ионами, ионы водорода превратятся в воду.
K2Cr2O7 + 3К2SO3 + 4H2SO4 = 4К2SO4+ Cr2(SO4)3+ 4H2O
K2Cr2O7 + К2SO3 + H2O
Окислитель восстановитель среда близка к нейтральной (слабо щелочная из-за гидролиза сульфита), следовательно дихромат превратится в гидроксид хрома (III), сульфит окислится до сульфата, ионы калия свяжутся с гидроксид-ионами.
K2Cr2O7 + 3К2SO3 + 4H2O = 3К2SO4+ 2Cr(OH)3+2KOH
K2CrO4 + К2SO3 + KOH
Окислитель восстановитель создает щелочную среду
Следовательно, хромат превратится в гексагидроксохромат (III) калия, сульфит окислится до сульфата, побочный продукт - вода, при расстановке коэффициентов оказывается, что воду нужно перенести в левую часть уравнения:
2K2CrO4 + 3К2SO3 + 2KOH + 5H2O = 3К2SO4+ 2K3[Cr(OH)6]
K2CrO4 + К2S + H2O
Окислитель восстановитель за счет гидролиза создает щелочную среду
Следовательно. хромат превратится в гексагидроксохромат (III) калия, сульфид окислится до серы, побочный продукт - вода:
2K2CrO4 + 3К2S + 8H2O = 3S+ 2K3[Cr(OH)6] + 4KOH
Cr+3 (Cr(OH)3, соли) Cr+3 + очень сильные окислители → Cr+6 (всегда независимо от среды!) | |
кислая среда | щелочная среда |
образуется дихромат K2Cr2O7 или дихромовая кислота H2Cr2O7 | образуется хромат K2CrO4 |
2CrCl3 + HClO3 + 4H2O → H2Cr2O7 + 7HCl кислая среда | 2CrCl3 + 16NaOH + 3Br2 → 6NaBr + 6NaCl + 8H2O + 2Na2CrO4 Cr2(SO4)3 + 3Br2 + 16NaOH → 2Na2CrO4 + 6NaBr + 3Na2SO4 + 8H2O |
Соответственно, все соединения хрома (III) можно окислить в кислой среде до дихромата, в щелочной – до хромата.
Наример:
2Cr(OH)3 +3Cl2 + 10KOH = 2K2CrO4 + 6КCl + 8H2O
восстановитель окислитель щелочная среда продукт окисления
2CrCl3 + HClO3 + 4H2O = H2Cr2O7 + 7HCl
восстановитель окислитель кислая средапродукт окисления
- Аннотация
- Методическое пособие по подготовке к егэ по химии решениезаданий высокого уровня сложности (с1, с2, с3)
- Содержание
- Уметь расставлять степени окисления элементов в молекулярных формулах веществ.
- Уметь составлять электронный баланс, то есть определять количество и направление перехода электронов.
- Уметь расставлять коэффициенты.
- Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.
- 5 Ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород.
- 3 Ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород.
- Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
- Тема 2. Окисление органических веществ. Зависимость продуктов реакции окисления органических веществ от среды. Применение метода электронного баланса в органических реакциях (метод макроподстановки).
- 1. Графический метод определения степени окисления в органических веществах
- Глицерин
- Метилфенилкетон
- 2. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ, их разновидности, определение продуктов реакции
- Горения стеариновой кислоты в кислороде;
- Полного окисления глюкозы концентрированной азотной кислотой.
- Составьте уравнение реакции окисления этанола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием уксусного альдегида.
- Составьте уравнение реакции окисления толуола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием бензойной кислоты.
- 3. Метод макроподстановки при расставлении коэффициентов в органических овр
- Тема 3. Поведение важнейших окислителей и восстановителей. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций.
- Типичные восстановители и окислители:
- Самые известные полуреакции:
- Соединения марганца в овр
- Соединения хрома в овр
- Дихромат и хромат калия как окислители
- Азотная кислота в овр
- Серная кислота
- Задание
- Пример выполнения домашнего задания:
- Тема 4. Методика решения заданий с1.
- Задание
- Тема 5. Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции.
- Задание
- Тема 6. Методика решения заданий с 2
- 1)Неметаллы с щелочью вступают в реакцию диспропорционирования, так как обладают окислительно-восстановительной двойственностью, а щелочь не обладает о/в свойствами.
- 2) Фосфор с бромом реагируют, при этом бром выступает окислителем, а фосфор восстановителем.
- 3) Нитрат натрия окисляет фосфор.
- 1) Концентрированная серная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до сернистого газа;
- 2) Концентрированная азотная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до диоксида азота
- 3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.
- Задание
- Методика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
- Окрашенные осадки,
- Другие окрашенные вещества
- Примеры заданий для самостоятельного решения
- Решения
- Задания для самостоятельного решения.
- Тема 7. Химические свойства и получение органических веществ в заданиях с3. Реакции, вызывающие наибольшие сложности у школьников, выходящие за рамки школьного курса.
- 1. Реакции, которые могут идти по-разному в зависимости от условий.
- 1.3. Взаимодействие пропена с хлором.
- 1.4. Реакции дегидратации спиртов.
- 1.5. Реакция окисления кумола (изопропилбензола).
- 2. Преимущественные направления протекания некоторых реакций
- 2.4. Замещение в предельном радикале у разных классов веществ.
- 2.5. Правила ориентации в бензольном кольце.
- 3. Реакции, которые не рассматриваются в школьном курсе.
- Список литературы