logo search
Metodicheskoe_posobie_S1_-_S3_PNPO_2012

Тема 6. Методика решения заданий с 2

Проведем небольшой анализ примеров С2

Пример 1.

Даны: Нитрат натрия, фосфор, бром, гидроксид калия (раствор).

В соответствии с новыми правилами, эксперты проверяют и учитывают только первые четыре уравнения реакций, записанные учеником. Остальные уравнения, даже если они правильные, не рассматриваются. Именно поэтому очень важно научитьcя определять реакции, идущие наверняка.

Шаг первый: записать формулы предложенных в задании веществ.

NaNO3, P, Br2, KOH

Шаг второй: под каждым веществом подписать, к какому классу оно относится:

NaNO3, P, Br2, KOH

Соль Неметалл Неметалл Щелочь

Шаг третий: следуя схеме взаимодействия (см. занятие №5) соединить те вещества, которые могут реагировать

NaNO3, P, Br2, KOH

Соль Неметалл Неметалл Щелочь

Шаг четвертый: проверить, все ли из выбранных реакций возможны.

В нашем случае реакция соль + щелочь не идёт, так как не образуются неэлектролиты или слабые электролиты. (Соединяющую эти вещества линию нужно убрать)

Следовательно, нужно искать еще один вариант. Для этого выполняется шаг 5.

Шаг пятый: под всеми веществами подписать окислительно-восстановительные свойства. Нитрат – окислитель, так как азот находится в высшей степени окисления, фосфор и бром проявляют окислительно-восстановительную двойственность, причём у брома в большей степени проявляются свойства окислителя, у фосфора - восстановителя. Щелочи не проявляют окислительно-восстановительных свойств.

NaNO3, P, Br2, KOH

Ок-ль о/в о

Шаг шестой: соединим вещества, которые могут реагировать между собой как окислители и восстановители.

NaNO3, P, Br2, KOH

О к-ль о/в о

Шаг седьмой: совместим эти схемы и проанализируем результат:

NaNO3, P, Br2, KOH

Соль Неметалл Неметалл Щелочь

о к-ль о/в о

Итак: