Тема 6. Методика решения заданий с 2
Проведем небольшой анализ примеров С2
Пример 1.
Даны: Нитрат натрия, фосфор, бром, гидроксид калия (раствор).
В соответствии с новыми правилами, эксперты проверяют и учитывают только первые четыре уравнения реакций, записанные учеником. Остальные уравнения, даже если они правильные, не рассматриваются. Именно поэтому очень важно научитьcя определять реакции, идущие наверняка.
Шаг первый: записать формулы предложенных в задании веществ.
NaNO3, P, Br2, KOH
Шаг второй: под каждым веществом подписать, к какому классу оно относится:
NaNO3, P, Br2, KOH
Соль Неметалл Неметалл Щелочь
Шаг третий: следуя схеме взаимодействия (см. занятие №5) соединить те вещества, которые могут реагировать
NaNO3, P, Br2, KOH
Соль Неметалл Неметалл Щелочь
Шаг четвертый: проверить, все ли из выбранных реакций возможны.
В нашем случае реакция соль + щелочь не идёт, так как не образуются неэлектролиты или слабые электролиты. (Соединяющую эти вещества линию нужно убрать)
Следовательно, нужно искать еще один вариант. Для этого выполняется шаг 5.
Шаг пятый: под всеми веществами подписать окислительно-восстановительные свойства. Нитрат – окислитель, так как азот находится в высшей степени окисления, фосфор и бром проявляют окислительно-восстановительную двойственность, причём у брома в большей степени проявляются свойства окислителя, у фосфора - восстановителя. Щелочи не проявляют окислительно-восстановительных свойств.
NaNO3, P, Br2, KOH
Ок-ль о/в о/в
Шаг шестой: соединим вещества, которые могут реагировать между собой как окислители и восстановители.
NaNO3, P, Br2, KOH
О к-ль о/в о/в
Шаг седьмой: совместим эти схемы и проанализируем результат:
NaNO3, P, Br2, KOH
Соль Неметалл Неметалл Щелочь
о к-ль о/в о/в
Итак:
- Аннотация
- Методическое пособие по подготовке к егэ по химии решениезаданий высокого уровня сложности (с1, с2, с3)
- Содержание
- Уметь расставлять степени окисления элементов в молекулярных формулах веществ.
- Уметь составлять электронный баланс, то есть определять количество и направление перехода электронов.
- Уметь расставлять коэффициенты.
- Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.
- 5 Ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород.
- 3 Ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород.
- Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
- Тема 2. Окисление органических веществ. Зависимость продуктов реакции окисления органических веществ от среды. Применение метода электронного баланса в органических реакциях (метод макроподстановки).
- 1. Графический метод определения степени окисления в органических веществах
- Глицерин
- Метилфенилкетон
- 2. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ, их разновидности, определение продуктов реакции
- Горения стеариновой кислоты в кислороде;
- Полного окисления глюкозы концентрированной азотной кислотой.
- Составьте уравнение реакции окисления этанола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием уксусного альдегида.
- Составьте уравнение реакции окисления толуола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием бензойной кислоты.
- 3. Метод макроподстановки при расставлении коэффициентов в органических овр
- Тема 3. Поведение важнейших окислителей и восстановителей. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций.
- Типичные восстановители и окислители:
- Самые известные полуреакции:
- Соединения марганца в овр
- Соединения хрома в овр
- Дихромат и хромат калия как окислители
- Азотная кислота в овр
- Серная кислота
- Задание
- Пример выполнения домашнего задания:
- Тема 4. Методика решения заданий с1.
- Задание
- Тема 5. Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции.
- Задание
- Тема 6. Методика решения заданий с 2
- 1)Неметаллы с щелочью вступают в реакцию диспропорционирования, так как обладают окислительно-восстановительной двойственностью, а щелочь не обладает о/в свойствами.
- 2) Фосфор с бромом реагируют, при этом бром выступает окислителем, а фосфор восстановителем.
- 3) Нитрат натрия окисляет фосфор.
- 1) Концентрированная серная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до сернистого газа;
- 2) Концентрированная азотная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до диоксида азота
- 3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.
- Задание
- Методика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
- Окрашенные осадки,
- Другие окрашенные вещества
- Примеры заданий для самостоятельного решения
- Решения
- Задания для самостоятельного решения.
- Тема 7. Химические свойства и получение органических веществ в заданиях с3. Реакции, вызывающие наибольшие сложности у школьников, выходящие за рамки школьного курса.
- 1. Реакции, которые могут идти по-разному в зависимости от условий.
- 1.3. Взаимодействие пропена с хлором.
- 1.4. Реакции дегидратации спиртов.
- 1.5. Реакция окисления кумола (изопропилбензола).
- 2. Преимущественные направления протекания некоторых реакций
- 2.4. Замещение в предельном радикале у разных классов веществ.
- 2.5. Правила ориентации в бензольном кольце.
- 3. Реакции, которые не рассматриваются в школьном курсе.
- Список литературы