3. Реакции, которые не рассматриваются в школьном курсе.
3.1. Разложение первичных аминов азотистой кислотой (при этом образуется спирт, азот и вода): CH3 – NH2 + HNO2 → CH3 –OH + N2 + H2O
3.2. Термическое разложение солей двухвалентных металлов карбоновых кислот с образованием кетонов:
(СH3COO)2Ba → CH3 – CO– CH3 + BaCO3
3.3. Гидролиз или щелочной гидролиз дигалоген- (с образованием альдегидов или кетонов) и тригалогенпроизводных (с образованием карбоновых кислот или их солей):
R – CCl2 – R + H2O → R – C(=O) – R + 2HCl
R – CCl2 – R + 2NaOH → R – C(=O) – R + 2NaCl + H2O
R – CCl3 + 2H2O → R – COOH + 3HCl
R – CCl3 + 4NaOH → R – COONa + 3NaCl + 2H2O
3.4. Взаимодействие солей карбоновых кислот с галогеналканами с образованием сложных эфиров: R – COONa + RCl → R – COOR + NaCl
3.5. Разложение щавелевой кислоты концентрированной серной кислотой:
НСОО-СООН + H2SO4 → CO + CO2 + H2SO4 ∙ H2O
3.6. Электролиз солей карбоновых кислот. Разрядка органического аниона идет в соответствии со схемой: 2R – COO– – 2 е → 2СО2 + R–R
2СН3СООNa + 2Н2О → CH3 – CH3+Н2 +2NaHCO3
Чаще всего сущность задания С3 заключается в последовательном решении следующих задач:
построение (удлинение или укорачивание) углеродного скелета;
введение функциональных групп в алифатические и ароматические соединения;
замещение одной функциональной группы на другую;
удаление функциональных групп;
изменение природы функциональных групп.
Последовательность операций может быть различной, в зависимости от строения и природы исходных и получаемых соединений.
Представьте факты и их взаимосвязи в наглядном виде. Запишите, по возможности наиболее подробно, суть задачи в виде схемы.
Посмотрите на проблему как можно шире, примите во внимание даже варианты решения, которые кажутся немыслимыми. В конце концов, именно они могут оказаться правильными и привести Вас к верному решению.
Используйте метод проб и ошибок. Если имеется ограниченный набор возможностей, перепробуйте их все. Чтобы найти правильное решение необходимо также знать:
Именные реакции:
Вюрца С 2Н 5Cl +2 Na +C 3H 7Cl→ C5 H 12+2 NaCl 2 CH3 –CH2 –CH (CH 3)Br-CH 3+2Na→CH 3- CH 2- C( CH3)2 -C(CH 3)2 -CH 2- CH 3 + 2NaCl Вагнера 3 CH2 =CH 2+ 2KMnO 4 +4H 2O→CH 2( OH)-CH2 (OH)+2KOH+2MnO 2 Марковникова СН 2=СН-СН 3+НCl→CH 3- CH(Cl)-CH 3 Зайцева СН 3- СН(Вr)CH 2 –CH 3+NaOH(спирт)→СH 3-CH=CH-CH 3+NaBr+ H 2O Кучерова C 2H 2+H2 O→CH 3-CОН Зинина C 6H5 – NO2 +6H→ C 6H 5–NH2 +2H 2O Густавсона ClCH 2–CH 2– CH 2-CH 2- Cl+Zn→ C4 H8 +ZnCl 2 Дюма CH 3-COONa+Na OH→CH 4+Na2 CO 3 Кольбе 2CH 3-COONa+2H 2O→ C 2H 6 + 2 CO 2↑+H 2↑+ 2NaOН
Изменение длины углеродной цепи: 1. Реактив Гриньяра СН3 -Mg –Cl+C 2H5 -Cl→ C3H8 +MgCl2 CO2 + CH3-Mg-Cl→ CH3-COOMgCl→ CH3 –COOH +MgCl2 2. Реакция алкилирования С6 H6 +СН3 –Сl→ C6 Н5 –СН3 +HCl 3. Реакция декарбоксилирования С6 H5 -COOH→ C6H6 +CO2 ↑ CH3 – CH2 -COONa +NaOH→ C2H6 + Na2CO3 4.Димеризация 2 С2Н2 → винилацетилен 5. Полимеризация СН2 =СН- СОО –СН3 → Поливинилацетат
Качественные реакции 1. С2 Н2 + 2 [Ag(NH3 )2] OH→ C2 Ag 2↓+4 NH3 ↑ + 2Н2 О 2. СH3 COH+2[ Ag(NH3 ) 2 ]OH → CH3 COOH+2Ag ↓ +4NH 3 ↑+H 2O 3. C H3 COH + 2 [Ag(NH3 ) 2]OH → CH 3C00NH4 +2Ag↓ +3 NH3 ↑+ H2 O 4 CH 3COH +Ag 2O +NH 3 → CH 3COONH 4+2Ag↓ 5 CH3 COH+ 2Cu(OH) 2→ CH3 COOH +Cu 2O↓+ 2H 2O 6 C6 H 12O6 + 2Сu( OH) 2 → CH2 OH-(CHOH) 4-COOH +Cu 2O↓+ 2 H 2O 7 C6 H12 O6 +2[Ag(NH3 ) 2] OH → CH 2OH –(CHOH) 4-COOH+2Ag↓ + 2 H 2O 8 2 C3 H8 O3 + Cu(OH) 2→ Глицерат меди II+ 2H 2O 9 HCOOH+ 2 [Ag(N H3 ) 2]OH → CO 2+2Ag+ 4NH3 + 2H 2O
Рассмотрим несколько примеров решения цепочек превращений:
Задача 1.
С помощью каких реакций можно осуществить превращения по схеме:
СН4 → СН3Br → С2Н6 → С2Н5Cl → С2Н5ОН →
→ СН3 СОН → СН3СООН → СН3СООС2Н5
Решение.
1. Для введения атома галогена в молекулу углеводорода можно воспользоваться реакцией радикального хлорирования:
hv
СН4 + Br2 → CH3Br + HBr
2. Один из вариантов, приводящих от галогенпроизводного к предельному углеводороду с большим числом углеродных атомов, реакция с металлическим натрием (реакия Вюрца):
2 CH3Br + 2 Na → H3C – CH3 + 2 NaBr
свет
3. C2H6 + Br2 → CH3CH2Br + HBr
Для превращения галогенпроизводного в спирт необходимо заменить атом галогена в молекуле на гидроксильную группу, что можно сделать, осуществив реакцию нуклеофильного замещения (гидролиз в щелочной среде):
H2O
С2Н5Cl + KOH → C2H5OH + KCl
5. Для того чтобы превратить спирт в альдегид (см. свойства спиртов или получение карбонильных соединений), нужно увеличить степень окисления атома углерода при функциональной группе, т.е. подействовать мягким (не разрушающих молекулу) окислителем:
C2H5OH + CuO → CH3 – CHO + Cu + H2O
Дальнейшее окисление (см. свойства карбонильных соединений или способы получения карбоновых кислот) приведет к преобразованию альдегидной группы в карбоксильну
t
CH3 – CHO +2Cu(OН)2 → CH3 – COOH + Cu2O+2H2O
7. Реакции карбоновых кислот со спиртами приводят к образованию сложных эфиров: H+
CH3 – COOH + HO – CH2 – CH3 → CH3 – COO – CH2 – CH3 + H2O
Задача 2.
С помощью каких реакций можно осуществить превращения по схеме:
СН3СООNa→CH3 – CH3→CH2=CH2→ CH2Br– CH2Br → CH≡CH→KOOC – COOK
Решение.
Для получения этана из ацетата натрия воспользуемся синтезом Кольбе: электролизом водного раствора соли карбоновой кислоты (см. способы получения алканов): эл-з
2СН3СООNa + 2Н2О → CH3 – CH3+Н2 +2NaHCO3
Для превращения этана в этен осуществим реакцию дегидрирования:
t,Ni
CH3 – CH3 → CH2=CH2 + Н2
Для получения дигалогеналкана из алкена воспользуемся реакцией бромирования:
CH2=CH2 +Br2→ CH2Br– CH2Br
Для получения этина из дибромэтана необходимо осуществить реакцию дегидрогалогенирования, для этого используют спиртовый раствор КОН:
CH2Br– CH2Br +2 КОНспирт. р-р→ CH≡CH +2 КВr +2Н2О
Этин обесцвечивает водный раствор KMnO4:
3CH≡CH +8KMnO4→3KOOC – COOK +8MnO2 +2КОН +2Н2О
Введение в молекулу четырех атомов кислорода соответствует потере 8 электронов, поэтому перед MnO2 cтавим коэффициент 8. Mn меняет степень окисления от +7 до +4, что соответствует приобретению 3- х электронов, поэтому перед органическим веществом ставим коэффициент 3.
Обратите внимание на уравнения реакций 1 и 5: синтез Кольбе и окисление алкинов водным раствором перманганата калия.
Примечание:
В кислой среде перманганат-ион восстанавливается до Mn2+, а этин окисляется до щавелевой кислоты:
5CH≡CH +8KMnO4 +12H2SO4 →5HOOC – COOH +8MnSO4 +4К2SO4 +12Н2О
ЗАДАНИЕ
Все вещества записывайте в структурном виде!
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
t, Сакт. CH3 Cl,AlCl3 Сl2, УФ КОН водн.,t
1. Этин → Х1 → толуол → Х2 → Х3 → С6Н5-СН2-СООН
H2 SO4 разб. H2 SO4 конц. t Br2 KOH, H2 O, t
2. Калий → этилат калия → Х1 → СН2 = СН2 → Х2 → Х3
Н2 О 1200 t0 СН3 Cl, AlCl3 Cl2 ,УФ
3. Карбид алюминия → Х1 → Х2 → бензол → Х3 → Х4
KMnO4, H+ CaCO3 t
4. CaC2 → этин → этаналь → Х1 → Х2 → Х3
СН3Cl, AlCl3 СН3ОН, Н+
5. Метан → Х1 → бензол → Х2 → бензойная кислота → Х3
Br2, свет КОН(спирт.) HBr Na
6. СН3-СН2-СН(СН3)-СН3 → Х1 → Х2 → Х1 → Х3 → СО2
NaMnO4, NaOH электролиз Cl2, свет KOH, H2 O H2 SO4, t
7. СН3СНО → Х1 → С2Н6 → Х2 → Х3 → (С2Н5)2О
H2 O, Hg2+ KMnO4, H+ NaOH CH3 I H2 O, H+
8. С2Н2 → Х1 → СН3СООН → Х2 → Х3 → уксусная кислота
Н2, кат. Na HCl KMnO4, H2 SO4
9. СН4 → НСНО → Х1 → Х2 → Х1 → Х3
Сакт., t Br2 ,hν KOH(спирт.) KMnO4, H2 O
10. С2Н2 → Х1 → С6Н5С2Н5 → Х2 → Х3 → Х4
[Ag(NH3)2]OH Cl2,hν NaOH(спирт.) СН3ОН, Н+ полимеризация
11. СН3-СН2-СНО → Х1 → Х2 → Х3 → Х4 → Х5
H2SO4, 2000 Cкат., t [ Ag(NH3)2]OH HCl KMnO4, H2O
12. Этанол → Х1 → Х2 → Ag2C2 → Х2 → Х3
Cакт., t Cl2,FeCl3, t, KMnO4
13. С2Н2 → Х1 → Х2 → С6Н5СН3 → СН3-С6Н4-NO2 → Х3
электролиз Cl2, hν NaOH,H2O H2SO4 (конц), t ‹ 140
14. СН3СООН → Х1 → С2Н6 → Х2 → Х3 → Х4
Н2, Ni, t HBr [Ag(NH3)2]OH
15. СН3СНО → Х1 → Х2 → этилен → СН3СНО → Х3
- Аннотация
- Методическое пособие по подготовке к егэ по химии решениезаданий высокого уровня сложности (с1, с2, с3)
- Содержание
- Уметь расставлять степени окисления элементов в молекулярных формулах веществ.
- Уметь составлять электронный баланс, то есть определять количество и направление перехода электронов.
- Уметь расставлять коэффициенты.
- Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.
- 5 Ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород.
- 3 Ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород.
- Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
- Тема 2. Окисление органических веществ. Зависимость продуктов реакции окисления органических веществ от среды. Применение метода электронного баланса в органических реакциях (метод макроподстановки).
- 1. Графический метод определения степени окисления в органических веществах
- Глицерин
- Метилфенилкетон
- 2. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ, их разновидности, определение продуктов реакции
- Горения стеариновой кислоты в кислороде;
- Полного окисления глюкозы концентрированной азотной кислотой.
- Составьте уравнение реакции окисления этанола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием уксусного альдегида.
- Составьте уравнение реакции окисления толуола подкисленным раствором перманганата калия при нагревании с образованием бензойной кислоты.
- 3. Метод макроподстановки при расставлении коэффициентов в органических овр
- Тема 3. Поведение важнейших окислителей и восстановителей. Прогнозирование продуктов окислительно-восстановительных реакций.
- Типичные восстановители и окислители:
- Самые известные полуреакции:
- Соединения марганца в овр
- Соединения хрома в овр
- Дихромат и хромат калия как окислители
- Азотная кислота в овр
- Серная кислота
- Задание
- Пример выполнения домашнего задания:
- Тема 4. Методика решения заданий с1.
- Задание
- Тема 5. Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции.
- Задание
- Тема 6. Методика решения заданий с 2
- 1)Неметаллы с щелочью вступают в реакцию диспропорционирования, так как обладают окислительно-восстановительной двойственностью, а щелочь не обладает о/в свойствами.
- 2) Фосфор с бромом реагируют, при этом бром выступает окислителем, а фосфор восстановителем.
- 3) Нитрат натрия окисляет фосфор.
- 1) Концентрированная серная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до сернистого газа;
- 2) Концентрированная азотная кислота будет окислять серу и сероводород, восстанавливаясь до диоксида азота
- 3) Сероводород и серой образуют дисульфид водорода.
- Задание
- Методика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
- Окрашенные осадки,
- Другие окрашенные вещества
- Примеры заданий для самостоятельного решения
- Решения
- Задания для самостоятельного решения.
- Тема 7. Химические свойства и получение органических веществ в заданиях с3. Реакции, вызывающие наибольшие сложности у школьников, выходящие за рамки школьного курса.
- 1. Реакции, которые могут идти по-разному в зависимости от условий.
- 1.3. Взаимодействие пропена с хлором.
- 1.4. Реакции дегидратации спиртов.
- 1.5. Реакция окисления кумола (изопропилбензола).
- 2. Преимущественные направления протекания некоторых реакций
- 2.4. Замещение в предельном радикале у разных классов веществ.
- 2.5. Правила ориентации в бензольном кольце.
- 3. Реакции, которые не рассматриваются в школьном курсе.
- Список литературы