logo search
Факультет Управления / Курсовые, дипломные работы, отчёты по практике / Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов

§2.3 Эффективность использования природных ресурсов в России

Проект включает четыре основных направления исследований:

- нестабильность мировых сырьевых рынков и развитие российской экономики;

- реформирование финансовой системы лесопользования в России;

- анализ рынков электроэнергии в России;

- анализ возможностей либерализации рынка природного газа в России.

Российская экономика характеризуется целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать при прогнозировании ее поведения в кратко- и среднесрочной перспективе. К числу этих особенностей относятся: богатство природными ресурсами, чрезвычайно важная роль, которую эти ресурсы играют в производстве ВВП, открытость экономики внешнему миру, монополизация ключевых отраслей экономики (газовой промышленности, электроэнергетики, железнодорожного транспорта). Исходя из указанных выше особенностей российской экономики, ее моделирование должно учитывать такие факторы, как доходы от экспорта природных ресурсов, курс рубля, тарифы естественных монополий. Еще одной характерной особенностью сегодняшней российской экономики является наличие избыточных производственных мощностей и рабочей силы, что позволяет, даже в среднесрочной перспективе, использовать для моделирования российской экономики так называемые «спросовые» модели, т.е. модели, не учитывающие ограничения на производственные факторы. Подобные макроэкономические модели, описывающие развитие открытой экономики, экспортирующей природные ресурсы, были разработаны в 70-80 годы прошлого века и успешно используются во многих странах. Модификация этих моделей, учитывающая указанные выше особенности российской экономики, позволит получить инструмент для прогноза динамики российской экономики в кратко- и среднесрочной перспективе.

В последнее время в России весьма широко обсуждается вопрос о том, каким должен быть курс рубля по отношению к основным мировым валютам. Существуют две противоположные точки зрения на эту проблему. Согласно одной из них, заниженный реальный курс рубля способствует экспорту и замещению импорта, что стимулирует экономический рост. С другой стороны, имеются эмпирические подтверждения тому, что экономический рост положительно коррелирован с реальным обменным курсом национальной валюты. Следует, однако, заметить, что эти эмпирические исследования проводились лишь в отношении некоторых развивающихся стран (например, Мексики и Аргентины). В отношении России известно лишь одно подобное исследование, которое было проведено на основе достаточно ограниченного набора данных. Простой анализ развития российской экономики до и после кризиса 1998 г. не позволяет дать вполне однозначный ответ о влиянии реального обменного курса рубля на экономическое развитие. Есть все основания полагать, что модель, которую предполагается использовать в проекте поможет ответить на поставленный выше вопрос. Ее отличие от других моделей, которые используются для анализа российской экономики, состоит в том, что она является динамической. Это обстоятельство представляется весьма важным для анализа современной российской экономики, которая в значительной степени зависит от колебаний мировых цен на нефть. Следует отметить, что учет динамики развития экономики может объяснить существование упомянутых выше различных точек зрения на влияние реального обменного курса национальной валюты на экономический рост.

В последнее время в связи с ростом мировых цен на нефть в России наблюдается профицит бюджета, однако, существующая система бюджетных поступлений остается неэффективной. Одним из возможных путей повышения ее эффективности является увеличение доли рентных платежей за пользование природными ресурсами в бюджетных доходах. Несмотря на то, что Россия весьма богата природными ресурсами, эта доля чрезвычайно мала — менее 4% консолидированного бюджета. При этом надо иметь в виду, что значительная часть бюджетных доходов собирается в природно-ресурсных отраслях через посредство других (нерентных) платежей - НДС, налог на прибыль и т.п. Между тем, природно-ресурсная рента - это наиболее эффективный источник бюджетных доходов, ибо, в отличие от традиционных налогов, не вносит искажений в использование факторов производства. Повышение доли природно-ресурсной ренты, изымаемой государством, будет способствовать улучшению экономического положения, как отдельных регионов, так и всей страны.

В отношении рентных платежей лесная отрасль России мало отличается от других природно-ресурсных отраслей. Государство, являясь единственным собственником лесов в России, устанавливает на федеральном уровне минимальный размер лесных податей, который может быть увеличен местными властями. Используемая методика исчисления лесных податей унаследована с советских времен и не соответствует рыночным условиям. Средний размер лесных податей чрезвычайно низок, например в 2000 г. он составил 18 рублей за кубометр. Для сравнения, в соседней Финляндии соответствующая цифра составляет около 25 долларов за кубометр, а в Эстонии, более близкой нам стране с переходной экономикой, - 15 долларов за кубометр. В результате доля лесных податей в региональных бюджетах очень мала, например, в относительно богатой лесами Новгородской области в 1999 г. она составляла около 2%. Низкий уровень лесных податей ведет, в частности, к тому, что лесхозы, основной задачей которых является обеспечение эффективности лесопользования, не имея достаточных средств, занимаются коммерческой деятельностью в ущерб долгосрочным интересам лесного хозяйства.

Оценке природно-ресурсной ренты (включая лесную) в России до сих пор уделялось мало внимания, как со стороны государственных органов, так и экономистами. Имеющиеся немногочисленные работы на эту тему основаны на весьма агрегированных показателях, носят в значительной степени гипотетический характер и не подкрепляются эмпирическими исследованиями.

Проект предполагает оценку лесной ренты на основе анализа лесных аукционов, проведенных за последние годы в Новгородской области.

Программа реформирования электроэнергетического сектора российской экономики соответствует основным тенденциям развития этой отрасли в течение последних 10-15 лет в большинстве промышленно развитых стран, а также во многих развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. За это время в мире накоплен большой опыт реформирования электроэнергетики, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. В целом, результаты реформирования вполне положительны, хотя есть примеры неблагоприятных последствий дерегулирования электроэнергетики. Идея реформирования электроэнергетики состоит в разделении вертикально интегрированных электроэнергетических компаний. До реформ эти компании занимались четырьмя различными видами деятельности: производством электроэнергии, ее передачей по линиям высокого напряжения, распределением электроэнергии по линиям более низкого напряжения и, наконец, сбытом электроэнергии. Из этих четырех видов деятельности передача и распределение обладают свойством естественной монополий и потому подлежат регулированию со стороны государства. В отличие от передачи и распределения электроэнергии ее производство, а также сбыт не обладают (во всяком случае, в достаточно широком диапазоне мощностей по производству электроэнергии) свойствами естественной монополии. Исходя из этого, возможна либерализация рынков производства и сбыта электроэнергии. Проведенное в рамках предыдущего проекта GET моделирование рынка электроэнергии в России показало, что на олигополистическом рынке Центральной энергозоны ЕЭС России равновесная цена электроэнергии может существенно отличаться от конкурентной. В соответствии с проектом реформирования российской электроэнергетики с конца 2002 г. проводятся «пробные» торги электроэнергией, а в течение текущего года предполагается организация реальных торгов. Анализ функционирования реальных рынков электроэнергии позволит оценить степень отклонения фактических цен электроэнергии от конкурентных и на этой основе провести анализ стратегий, используемых электрогенерирующими компаниями на рынке.

Хотя в ближайшие годы в России не предполагается создание рынков природного газа, в более отдаленной перспективе дерегулирование газовой отрасли неизбежно. Исходя из этого, представляет теоретический и практический интерес анализ последствий либерализации газовой отрасли в России. Рынок природного газа отличается от других товарных рынков тем, что в силу больших транспортных издержек невозможна организация единого рынка. Соответственно, цена газа существенно зависит от месторасположения потребителя. Проект предполагает моделирование рынков газа в России с учетом существующей сети газопроводов, возможностей образования независимых газодобывающих компаний и других факторов.