logo
ФХМА дизельного топлива

1.3.2 Метод Вестфаля-мора

Весы Вестфаля-Мора состоят из вращающегося на призме коромысла 1 с висящим на конце его поплавком (который иногда снабжен термометром) и неподвижного штатива 3, имеющего внизу регулировочный винт 5, а наверху неподвижное острие. Коромысло состоит из двух частей или плеч: одно из них более короткое и широкое, другое более длинное и тонкое, разделенное на 10 делений, к последнему делению которого на тонкой платиновой нити подвешен стеклянный поплавок 8. Вес поплавка подобран таким, чтобы он точно уравновешивал коромысло в воздухе [2]. Прибор снабжен разновесами 7.

Рис. 6. Гидростатические весы Вестфаля-Мора: 1 -- коромысло; 2 -- призма; 3 -- штатив; 4 -- винт в стойке; 5 -- регулировочный винт; 6 -- противовес; 7 -- серьги (гири); 8 -- поплавок; 9 -- цилиндр.

В чистый и сухой стакан, прилагаемый к весам Вестфаля-Мора (рис. 6), осторожно наливают нефть до тех пор, пока в него не погрузится поплавок и около 15 мм проволоки, на которой он подвешен. Равновесие весов нарушается. Для достижения равновесия на коромысла весов навешивают серьги (гири), начиная с самой крупной. Количеством гирь и их положением определяется видимая плотность нефтепродукта при данной температуре. Так как большая часть весов Вестфаля-Мора дает показания , то для пересчета значений на стандартный и общепринятый показатель пользуются формулой:

,

где 0,99823 - значение плотности воды при 20 оС; 0,0012 - значение плотности воздуха при 20 оС и давлении 0,1 МПа; - "видимая" плотность, определенная гидростатическими весами; - средняя температурная поправка на 1 оС.